Вологда. Ностальгия 1913. Хочу учиться -4

[Блогово]

Стараниями советской пропаганды показывалась невозможность получения образования в царской России «простыми людьми»:

Образование в царской России составляло особую привилегию, исключительное право богатых классов. (Учебник 7-го класса «Конституция», 1951 год.

А уж женщины до революции почти сплошь были неграмотны, а те немногие, что умели читать и писать, чтобы получить высшее образование, и вовсе были вынуждены выезжать на благословенный Запад.

Между тем — первое Российское высшее учебное заведение для женщин появилось в Москве в 1872 году. (Курсы профессора Герье). В программу обучения входили как гуманитарные, так и естественные науки.

Желающие учиться на Московских высших женских курсах могли быть постоянными слушателями (что обязывало их посещать все предметы и держать выпускной экзамен) или же находиться на положении вольнослушателей. Постоянные слушатели должны были представить документ о среднем образовании или выдержать вступительный экзамен по русской и всеобщей истории, а также по русской и всеобщей литературе.



Доступность — поступить на Московские высшие женские курсы могла ЛЮБАЯ женщина со средним образование, внесшая плату за обучение и представившая документы о благонадежности.

В 1876 году высшие женские курсы открылись в Казани, в 1878 году — В Петербурге и Киеве.

В 1903 году в Санкт-Петербурге был открыт первый женский педагогический институт, а всего к началу XX века в Российской империи было 25 ВУЗов для женщин.

30 мая 1910 г. Бестужевские курсы были признаны высшим учебным заведением.

Уже осенью 1905 года российские университеты наряду с мужчинами стали принимать женщин вольнослушательницами. Но — О жестокие мужчины! — при условии достаточного образовательного ценза.

И тут же предъявляется список средних учебных заведений Министерства Народного Просвещения, и в них — почти сплошь гимназии и реальные училища для мужчин.

Так что же, правы были большевики?



Министерство женского образования.



На протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство — государственная структура типа министерства.

Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали «освобождение женщин» с нуля...

В предвоенное время по части женского образования Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году было 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах.



А вот теперь посмотрим какие возможности для получения образования были у юных вологжанок в 1913 году.

Прежде всего Мариинская гимназия. В отчёте за 1918 г. в Мариинской женской гимназии числилось 770 учениц, обучающихся в 15 классах, из которых один — педагогический.

А ещё в Вологде были Вторая и Третья женские гимназии. (350 и 160 учениц соответственно). Получить среднее образование они могли в Вологодском епархиальном училище (около 300 учащихся). (С педагогическим классом),

Кроме того, в вологодскую Фельдшерскую школу наряду с мужчинами принимали и женщин.

А как вологжанки могли получить высшее образование?

Самый простой ответ — Вологодский учительский институт — не проходит, поскольку это было среднее специальное учебное заведение, как и Тотемская учительская семинария.

Женщины могли поступать во все университеты Российской империи, сдав дополнительные экзамены.

Например, для поступления на любой факультет Санкт-Петербургского университета требовалось сдать экзамены по математике и латинскому языку, в Санкт-Петербургский политехнический институт — экзамены по физике и математике.

В 1906 году женщины учились ВО ВСЕХ российских университетах. (Кроме — Варшавского, который тогда не функционировал).

Справедливости ради — учебных мест для женщин выделялось недостаточно, и конкурс при поступлении был в 3-4 раза выше, чем у мужчин. Но — поступали стремительно, а как учились?

Об этом красноречиво говорит статистика по одному из женских ВУЗов — документы о приеме и выпуске на Московских высших женских курсах: ежегодный выпуск составлял не более 30% от числа поступающих. И это связано не с увеличением числа желающих поступить на курсы, а с неспособностью (или — нежеланием) слушательниц выдерживать учебную нагрузку и большую часть времени заниматься самостоятельно.

А фокус простой — если для мужчины окончить университет и получить диплом было необходимо, чтобы получить чин и должность согласно Табели о рангах, (от XIV до X класса) то девица могла занять высокое положение в обществе СРАЗУ, например, выйдя замуж за полковника.

Потому и учились так...

Кроме того — материальное положение.

Самым дорогостоящим было обучение в столичных университетах — Санкт-Петербургском и Московском — 75 руб. в полугодие, в других университетах — 50 руб. Обычная плата за обучение на высших женских курсах составляла от 40 до 70 руб. за полугодие.



В исследованиях о ВУЗах того времени подчеркивается, что большинство российских курсисток постоянно испытывало крайнюю нужду в средствах. По данным статистических исследований, более 40% курсисток «питалось исключительно 5-ти копеечным супом и кашей», а 12,7% учащихся девушек вообще не имели ежедневного обеда.

Можно подумать, нынешние студентки сплошь питаются в ресторанах, а завтракают исключительно круассанами, густо намазанными черной икрой.

К слову — студенткам того времени черная икра была вполне по карману — Икра черная паюсная 3 сорта 1 килограмм — 80 копеек. (Зернистая — 3.20 за килограмм)



19 декабря 1911 г. вышел закон "Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений«,,согласно которому выпускницам тех негосударственных женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Выдержавшие экзамен вчерашние курсистки получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных».

То есть — ВЫСЛУЖИТЬ дворянство женщина не могла. Но, коли выходила замуж за дворянина, то и она, и ее дети получали права потомственного дворянства.

С 1915/16 учебного года Московским высшим женским курсам было предоставлено право формирования государственных испытательных комиссий, проведения выпускных экзаменов, выдачи дипломов о высшем образовании, что называется, государственного образца. То есть девицы, закончившие женский ВУЗ, признавались равными тем, кто закончил университет.

К 1918 году Московские женские курсы насчитывали 8,3 тысячи учащихся и уступали в этом только Московскому университету, и не случайно в 1918 году было принято решение о реорганизации курсов во Второй Московский Государственный Университет.

Кроме того — и другие ВУЗы, доступные для женщин.

По состоянию на 1917 год в России было 59 неправительственных высших учебных заведений, предназначенных, прежде всего, для обучения женщин, и — педагогический и медицинский институты в Санкт-Петербурге в системе государственной высшей школы.

Принимались женщины и вольнослушательницами в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств.

В 1913 году в различных ВУЗах России училось около 300 вологжанок, к 1918 году их число перевалило за 500.





Сколько было женщин, получавших высшее образование?



В 1930 году Ленинградский исполком издал небольшим тиражом старательно уничтоженный и ставший библиографической редкостью «Статистический справочник по Ленинграду». Этот справочник по части высшего женского образования особенно показателен, так как С-Петербург — Петроград — Ленинград был самым крупным центром высших учебных заведений, «городом вузов» и статистика его студенчества показательна для всей страны. Вот соответствующие официальные цифры:



Типы

ВУЗов На 100 учащихся приходится женщин

1913-14 г. 1925-26 г. 1929-30 г.

Общеобр 49,9
49,3 38.8

Педагогич. 83,9 69,9 68.8

Технические 6,9 7,5 8,1

Сельхоз 53,0 16,3 16,9

Экономич. 28,0 15,7 21,9

Медицинск. 60,0 47,3 48,2

Художеств. 52,9 40.0 33.8

По всем наукам 37,2 29,5 26,9



То есть этот СОВЕТСКИЙ источник говорит о том, что до революции, в 1913-14 году женщины составляли 37,2 % общей численности петербургского студенчества и что в первые 12 лет существования советской власти удельный вес женщин, получающих высшее образование, не повысился, а наоборот, понизился.

А если ещё учесть и уровень образования...