«Ты не раз мене казала наподольницу с мысам». Заметки о дефиле в покосницах

[Блогово]

Праздник лодки в Устье Кубенском в этом году большинство участников разочаровал. Программа себя исчерпала, винопитие ограничили, цены поднялись, все как обычно, если бы не одно НО.

Абсолютно свежим и интересным мероприятием выглядело шоу, подготовленное местным управлением туризма ( в одном лице Смирновой Л.Ю.)

В течение 5 с лишним часов публику развлекали разнообразными мероприятиями, от выставок старинных чашек и винтажных стульев, до небольших модельных показов. Запомнились дефиле в стиле ретро: «Платье бабушки моей». «Школьные годы чудесные», но особое место на этом празднике занял показ старинных сенокосных костюмов 19 в., представленный силами школьниц с. Бережное, под руководством директора школьного музея.

Местные рубахи-покосницы уже давно признаны этнографами шедеврами народного искусства. В вологодском музее кружева образцы с территории бывшего Кадниковского уезда, куда входили заозерские волости, занимают целый зал. В Питере активно работают общественные объединения, изучающие кадниковское (по называнию уезда) крестьянское кружево. Изданы книги и статьи о крестьянской кружеве Кадниковского уезда. И вот теперь и на родине рукоделия началось позитивное движение. Юные модели с большим удовольствием продемонстрировали сенокосный наряд своих пра-пра-бабушек, ибо бабушки современные — все как одна комсомолки времен хрущевской оттепели)))) и большинство о традиции имеют весьма смутное представление.

Чем же замечательно Кадниковское крестьянское кружево? Это совершено оригинальное, не похожее ни на какое другое кружево рукоделие. Все элементы костюма выполнены в технике мерного многопарного кружева на 60-80 и более коклюшках, (современные кружевницы обходятся зачастую 12 или 16 штуками). Судя по всему, оно родилось очень давно, и первоначально выплеталось без всякого сколка, по счету ( численное). Затем на вооружение были взяты традиционные орнаменты народной вышивки и ткачества, которые воплотились в кружевные мотивы.

Здесь нет ни намека на христианские ценности, орнаменты кадниковского кружева- это торжество язычества. Знаменитый этнограф С.В. Жарникова ( кстати, наша землячка) нашла аналоги у орнаментальных мотивом в искусстве и предметах быта еще 3 тысячелетия до новой эры!!! Что там говорить про ранее средневековье, где даже одежда священников украшалась кружевными проставками с языческим орнаментом.

Орнамент делится на 2 большие группы: геометрические фигуры: ромбы, свастики, меандры и т.д. и зоо-антропоморфные изображения:Род и роженицы, древо жизни, птица Пава.

Последняя фигура одна из наиболее популярных не только в кружеве, но и в крестьянской вышивке. По этому поводу вспоминаю разговор недельной давности с кружевницей- исследователем из Петербурга Ольгой Исаевой. " А ведь птица Пава, только пишется женского рода, а на самом деле это несомненно мужской символ«. «Почему вы так считаете»? " Смотрите, в природе самка никогда не демонстрирует свой брачный наряд: утки, куропатки, тетерки и многие другие самки птиц имеют очень скромное оперенье, а вот у самцов тех же пород мы видим яркие краски в оперении, брачный танец самца, взять хоть голубя, селезня, тетерева или лебедя, это распушенный хвост, надутый зоб, приподнятые крылья." Действительно, Пава на вышивках и в кружево выглядит именно так!" " А основная композиция с ней «Пава и Древо». Само древо это видоизмененная фигура рожающей женщины. Кроме того, в северных губерниях бытовала весьма чувственная поговорка по этому поводу. «Пава- девичья забава». ( Вспомним знаменитую «Девичью игрушку» Баркова). По любому получается, что Пава, это мужская особь -«Пав».

Вот какое удивительное открытие!

Кружевные детали в костюме имели не только древнее магическое свойство, но и были примером утилитарного подхода: "Пока паву не вышьешь ( выплетешь), замуж не выйдешь«,- говорили в кадниковских деревнях. Замуж брали ту девушку, у которой на одежде было больше кружевных деталей. Это означало, что в дом приходит рукодельная хозяйка. Смотрины проходили на Крещенье. Вдоль дороги. как правило у церкви, в ряд становились разряженные невесты и парни, проходя мимо, осматривали их наряды. Считалось, что чем больше на себя наденет невеста, тем лучшая она рукодельница. Вот и старались, одна умудрилась нарядиться аж в 16 нижних кружевных юбок!

С парнями шла старуха, которая задирала невестам подолы и, показывая на орнаменты, объясняла парням, что это значит. Подобный обычай был зафиксирован в селе Никольской Усть-Кубинского района в 60-х годах 19 в. т.е. чуть больше полутора веков назад.

В середине 20 в. традиция нарушилась и старинные наподольницы и нижние юбки, уступив место платьям из городского ситчика, перекочевали с сундуки, где кое где еще и хранятся! В 1986-88 г. я был в экспедиции в Усть-Кубинской районе, тогда была собрана уникальная ( более 300 наименований), коллекция кружевных изделий, которая теперь и представлена в музее кружева в Вологде. Тогда же местный краевед, старичок, заставший в 1920-х годах народные , еще до колхозных времен гулянья, залихватски спел мне частушку о кружеве, весьма по тем времена «вольного» для члена партии содержания.

«Ты не раз мене казала наподольницу с мысам, а зачем мне показала? Мол догадывайся сам». Понятно, что девушка намекает парню, что не возражала бы против того, что он к ней посватается. «Мысы» в данном контексте- это кружево край, красивое завершение для нижних юбок и передников в местном женском костюме.

К сенокосному дефиле на празднике логично бы смотрелась и выставка кружев из районного музея, но увы, ничего этого не было. Культура традиционно развлекала народ номерами художественной ( и не очень) самодеятельности, предоставив сохранять традиции управлению туризма. К счастью, с этой задачей там справились достойно!