Вологда. Ностальгия 1913. Хочу учиться -3

[Блогово]

В 1913 году в Вологде неплохо жили квалифицированные рабочие и техники.

Юноша мог пойти учиться в Вологодское Техническое железнодорожное училище. (нынешний ЖД-техникум).

Обучение длилось 5 лет. Три года теории и два года обязательной практики на производстве.

Преподавались — закон божий, арифметика, алгебра, геометрия и землемерие, физика, механика (общая и паровая), начала строительного искусства, практика железнодорожного дела, счетоводство, практическая телеграфия, обработка металла и дерева, черчение (начальное, техническое, строительное, частей паровоза), чистописание, мастерство столярное, мастерство слесарно-сборочное и кузнечное.

Техник в ту пору в России — как нынче сержант в американской армии — уважаемый человек с достойным жалованьем. Мастер в цеху, техник дистанции, дежурный по станции. Начальник крупной станции — от 150 до 300 рублей в месяц.

Второе вологодское железнодорожное училище. — тогдашнее ПТУ.

Там учили, прежде всего, грамоте, а так же, с разными сроками обучения, (от нескольких недель до года), давали теоретические основы будущей профессии низового звена железнодорожников — кондукторов, кочегаров, медников, смазчиков, осмотрщиков, «башмачников», составителей поездов, стрелочников.

Например, учеников слесарей учили рисованию и черчению.

Дальше — в цеху, за слесарным верстаком.



А если не хотел учится...





Слесарю — слесарево

В 1909 г. современник, требуя прибавить зарплату молодым ученым, сообщает — «только плохой слесарь получает 50 р. в месяц — жалованье кандидата в профессора, — а хороший слесарь получает 80 — 90 руб. в месяц».

Конечно, никто не будет платить такие деньги косорукому неумехе. Пламенный революционер Бабушкин сдавал «пробу» при переводе из учеников в мастеровые (слесарем), и в юные годы стал получать до 38-40 рублей в месяц. А это 1892 год, тогда это были очень почтенные деньги.

Проба — это вручную вырубить и выпилить отверстие в листе металла (квадрат, шестигранник) и подогнать к нему вставку такой же формы, что бы не то что вода, но и керосин не просочился.

Вот воспоминания самого Бабушкина: «Присматриваясь к петербургскому рабочему, я начал понимать, что питерцы — очень хорошие работники; что хотя они довольно много выпивают, но зато, работая день и ночь, вырабатывают по восемьдесят и по сто рублей в месяц».

Через несколько лет, уже в Екатеринославле, он не смог сдать пробу, и вот как он сам это объяснял:

«Дело в том, что ещё до тюрьмы я продолжительное время не работал напильником, а тринадцатимесячное пребывание в тюрьме окончательно испортило мои руки и сделало их непригодными к работе. Мои руки сделались барскими...»

После пары часов работы напильником у него вздулись кровавые волдыри, и, подозрительному белоручке, называющему себя слесарем, отказали в работе, заплатив 80 копеек. Воспоминания Бабушкина написаны в 1902 году, в Лондоне...

Слесарем мог стать грамотный юноша после нескольких лет обучения, потому — и высокий заработок.

Ткачом неграмотный крестьянин мог стать меньше, чем за месяц, и оттого заработки в текстильной промышленности были низкими.



«...каждый стрелочник при поступлении на работу получал безвозвратно в личное пользование часы „Павел Буре“. Система железных дорог России работала с точностью швейцарского часового механизма. По прибытию и отправлению поездов вся Россия сверяла часы. На должность стрелочников принимали людей с крепкими нервами и высокими интеллектуальными способностями. Стрелочника учили мыслить. Его учили беспрекословно выполнять приказы и соблюдать расписание движения поездов. Но первая заповедь стрелочника гласила: если выполнение расписания грозит крушением — нарушай расписание. По расписанию положено пустить поезд на первый путь, но ты-то видишь, что по первому пути почему-то идет встречный поезд. Так думай же головой, а не выполняй слепо приказ!» (В. Суворов. «Самоубийство».)



Чтобы стать машинистом, как правило, нужно было отработать лет 10 −15 помощником машиниста, Впрочем, бывало и иначе. Для примера — история вологжанина Ивана С.

В 1897 году он окончил городское двукласное училище, (5 лет обучения), поступил учеником слесаря. От природы энергичный и смышленый, он довольно быстро стал высококвалифицированным слесарем, и в 1904 году поступил в депо слесарем по ремонту паровозов, вскоре его перевели помощником машиниста, а уже в 1906 году он сдал экзамены на управление паровозом и стал машинистом сначала грузового, затем пассажирского поезда.

Стараться и учиться был прямой смысл — средний заработок машиниста в Вологде был 130-150 рублей, помощника — до 90 рублей, кочегара — до 60 рублей в месяц. Конечно, кочегар на маневровом паровозике получал меньше, чем на пассажирском, ну — так учись!

Кочегару можно было после работы зубы пивом полоскать, а можно — изучать слесарное ремесло, необходимое условие для перехода в помощники машиниста.

Повышай классность — повысится жалованье.

Ежегодный доход пассажирского машиниста 1-го класса, работавшего на Николаевской железной дороге, составлял около 3 тыс. руб. в год. Вполне сопоставимо с жалованьем профессора и инженера высокой квалификации.

250 рублей в месяц! У подполковника в ту пору жалованье было меньше.

А всего поездная бригада состояла тогда из пяти человек: обер-кондуктор — (выполнял функции бригадира), машинист, тормозной кондуктор (сидевший в будочке на тормозной площадке последнего вагона), помощник машиниста и кочегар.

До революции кондуктор (по-английски conductor означает «дирижер»), был уважаемым высокооплачиваемым специалистом, ставившим себя вровень с машинистом.

«Кондукторская бригада назначается для сопровождения и обслуживания поезда. Она охраняет поезд, наблюдает за правильностью и безопасностью его следования, ограждает его сигналами... Главный кондуктор является начальником поезда».

Обер- кондуктор, получив грузовые документы в конторе, идя со старшим кондуктором по разные стороны поезда, сверял с документом каждый вагон, проверял пломбы, отсутствие течи, состояние груза на открытых платформах, в вагонах.

Сколько стоило доехать до...

Длина пути в верстах В I классе Во II классе В III классе

300 9 руб. 50 коп. 5 руб. 70 коп. 3 руб. 80 коп.

501–530 14 руб. 50 коп. 8 руб. 70 коп. 5 руб. 80 коп.

746–780 18 руб. 50 коп. 11 руб. 10 коп. 7 руб. 40 коп.

1071–1110 23 руб. 00 коп. 13 руб. 80 коп. 9 руб. 20 коп.

1391–1430 25 руб. 00 коп. 16 руб. 20 коп. 10 руб. 80 коп.

1556–1600 27 руб. 00 коп. 17 руб. 40 коп. 11 руб. 60 коп.

1871–1915 32 руб. 50 коп. 19 руб. 50 коп. 13 руб. 00 коп.

Детям в возрасте от 5 до 10 лет полагалось приобретать билет за четверть стоимости, до пяти лет — бесплатно.

Вагоны различались по цветам — синий для 1 класса, желтый — II класса , зеленый — III класса и вишнево-коричневый — для почтового вагона .



Вологда — мебельная столица

1 июля 1910 года в Вологде была открыта школа ремесленных учеников со СТОЛЯРНО-ТОКАРНЫМ и слесарно-кузнечным отделениями.

Не случайно я выделил столярное отделение.

В то время антиквары России и Европы буквально плакали от изделий вологодских мебельщиков. Вспыхнувшая вдруг в конце XIX века любовь к старинной мебели привела к тому, что в Вологде открылось множество кустарных мастерских, изготавливающих эту старинную мебель, а окрестные деревни обшаривались в поисках старого, выдержанного дерева.

Поскольку старинная мебель была по сути кустарного производства, то в Вологде 1913 года почти на каждой улице делали эту мебель. К примеру, на Калашной (Гоголя) изготавливали уютные диванчики времени Екатерины II, с затейливыми изгибами ножек, подлокотников и рамки спинки, украшенных виртуозной резьбой по дереву. А на Зосимовскую улицу кто-то привез из Петербурга обломки комода Чиппендейла, и теперь здесь делали эти комоды с разными вариациями, и до того дотошно, что сам Чиппендейл признал бы его за работу его мастерской.



«Чаще всего подделка исполняется с такой тщательностью, вниманием к оригиналу с такой к нему близостью, что не раз попадались впросак даже самые изощренные коллекционеры».

«Русский мастер хитер и догадлив. В области подделки старинной мебели, руководимый опытными людьми, он достиг большого совершенства. В Вологде подделка старинной мебели — едва ли не самая крупная отрасль кустарного промысла. Особенно развито там производство наборного дерева. Вологжане соберут такой Екатерининский „бобик“, с таким хитрым казалось бы несомненно подлинным рисунком орнамента или даже целой сцены или вида какого либо подгородного дворца, что только диву даешься».

Ив. Лазаревский. Среди коллекционеров. 1914 г.

Старая мебель. (ч.2).

А какой «бидермейер» делали на Леонтьевском ручье! (нынешний Кривой переулок). Небольшие письменные столы, секретеры, бюро для хранения сентиментальных писем, уютные мягкие кресла, диваны, этажерки, угловые шкафчики, подставки для цветов...

Делали и целые гарнитуры усадебной мебели, которые имели соответствующий старинный вид, как будто где-то долго стояли в заброшенной барской усадьбе, и только сейчас наследники извлекли из небытия проеденные жуками древоточцами кресла и диваны. Следы жуков-древоточцев сделать? Для вологодских мастеров это было не проблема.



Война, революция, Гражданская война — и от кустарного промысла, которым кормились множество вологжан, остались только воспоминания.