Заходи, бери, пользуйся! Кое-что о развитии туризма в отдельно взятом районе

[Блогово]

Это название по идее надо бы ставить в кавычки, потому, что такую ситуацию я наблюдал в прошлый четверг в музее Устья Кубинского.

Мы с коллегами из Петербурга, прибывшими в наши края для того, чтобы изучать и возрождать уникальное мерное крестьянской кружево Кадниковского уезда, специально приехали в Устье, предварительно сообщив в управление туризма, что приедем с такой благородной целью. Нас заверили, что развитие туризма и народный промыслов в районе стоит, как одна из главных задач по возрождению села, и в таком визите специалистов из Петербурга очень заинтересованы.



И что же? Первая попытка посещения музея закончилась перед дверями, где красовалось объявление об обеденном перерыве. Вообще-то везде уже давно в ходу скользящий график и среди бела дня на целый час музеи и магазины закрывать не принято. Но Устью это не указ!



Хорошо, поехали по другим делам, посетили Белавинское озеро, посмотрели, как дачники приводят в порядок этот некогда цветущий край, пребывающий местами ( но таковых в районе все меньше) в запустении. Через 1.5 часа вернулись назад к музею. Двери открыты. Подумалось, что вот сейчас нас встретят и посвятят питерских энтузиастов в проблемы возрождения художественных промыслов в районе.



Заходим. Тишина, свет не горит, экономят. Скрипнула дверь, извещая, что мы пришли, в ответ — всё та же тишина. Вежливо кашлянули, Тишина. Ну что же, будем осматривать музей самостоятельно.



Надо сказать, что музей в Устье перехал в это здание недавно. Бывшую церковь, лишенную главок и колокольни отремонтировали и отдали под музейные нужды.И славно, действующих церквей в Устье хватает с избытком. Экспозицию музея делал художник О. Пахомов. Это гений оформиловки своим творчеством уже осчастливил наверное десяток экспозиций районных музеев. Почерк Пахомова легко узнать, это принципы советской «ленинской» комнаты, понемногу обо всем, но главное — чтобы начальники были довольны. Поэтому же принципу сделана экспозиция в Устье.



Половину 1 зала занимают 3 огромных современных лодки!!!! Зачем три? Так Позгалев подарил, а девать некуда! Отправьте в плаванье, неподалеку детская секция профильного направления, в музее лодка все равно рассохнется и пропадет, да и хватит одной, если хочется очень.



Добрая половина второго зала посвящена победе в Великой Отечественной. Опять «советская» агитка, много красного цвета, рисованных орденов и лент, много малоинформативных фотографий. Впрочем, кураторы из ЕР наверняка были довольны, деньги освоены с пафосом. Вот только эта оформиловка к музейной деятельности, к сожалению, никакого отношения не имеет.



Зачем люди посещают музеи? Чтобы узнать историю края, так вот, в устьянском музее никакую историю узнать нельзя. Можно лишить увидеть, как это увидел художник-оформитель Пахомов лоскутное одеяло из случайных, в остновном недавнего прошлого, событий.



В музее нет никаких материалов о Заозерской княжестве, центр которого находился в деревне Чирково, напротив Устья, нет ничего о древнейших селах района. которым без малого по 500 лет, Четыре уникальных промысла, которые составили славу этих мест показаны так куце, что как буд-то их и не был вовсе. Мы не увидели пояснений о том, чем знаменита Закуштская керамика, филисовский рог, стеклодувное производство. Уникальное крестьянское кружево так же почти не представлено, его место отдано современным образцам, какие есть в каждом доме и любом соседнем районе, включая Вологду.
То немногое из многопарного кружева. что есть в экспозиции, опять таки показано, как бы между прочим и совершенно проигрывает на фоне 3 лодок Позгалева, занимающих половину зала.



Кстати, место, где должны быть местные уникальные полотенца с кружевными проставками отдано полотенцам из Тарноги!!!!! ЗАЧЕМ??? Нет ответа. Кажется чего проще: собрать женский крестьянский наряд и одеть на манекен, так и тут не смогли местные музейщики, напялили верхнюю одежду прямо на исподнюю рубаху, как будто кто то ходил без обязательного сарафана или юбки. Тут не надо быть спецом великого уровня, чтобы знать, но если человеку все равно, то таков и результат. Мы осматривали экспозицию минут 15, переговаривались между собой, обсуждали, возмущались обилием фотографий и и предметов, связанных с бывшим губернатором Позгалевым ( как будто он здесь — отец родной).

Вдруг из подсобного помещения, примыкающего ко второму залу, послышался женский разговор. Ага, подумали мы, сейчас сотрудники нас и приметят, тут мы им все и выскажем, что накипело, Ничего подобного, разговор ( видимо сотрудницы со смотрителем, потому что в зале так никто и не появился) продолжался всё время всего нашего пребывания в музее. Женщины были так увлечены беседой, что не проявили никакого интереса к посетителям, и скорее всего даже не слышали наших шагов и негромкого обсуждения экспонатов.

Кстати об экспонатах. Многие из них не под стеклом и для такого случая и предусмотрена должность смотрителя, который во время работы музея должен находиться в залах ВСЕГДА. Но только не в Устьянском музее, откуда можно вынести любые экспонаты и никто не услышит...

Горько и досадно. Прежде всего за тот высочайший уровень наплевательства. который мы увидели в музее, бездарно потраченные на очень плохую экспозицию денежные средства, полное равнодушие к делу, за которое платят зарплату ( пусть и небольшую, но в музеях всегда работали энтузиасты).

Кажется. руководству района пора бы уже сделать оргвывод в отношении этих нерадивых работников, с такими никакой туризм в районе точно не разовьешь, и что есть — потеряешь. Надеюсь, в Устье этот материал прочтут и примут меры.