Швейное образование для одаренных детей-2

26.06.2013 [БлогоVO]

Продолжение. Первая часть здесь
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»
Человек, гражданин страны с такой прекрасной Конституцией, непременно захочет двигать вперед ее экономику или культуру, так что не надо его «держать и не пущать», а надо с улыбкой и щедро вкладываться вдолгую в человеческий капитал.

Что касается одаренных детей, то задачами государства на этом пути станут выявление и развитие. В обычных случаях требуется еще и мотивация, но с одаренными детьми проще: внешняя мотивация не нужна. Тот, кто заявляет обратное, никогда не имел с ними дела. Для работы с одаренными в разных сферах детьми потребуются разные программы. Я проанализировала Модель по выявлению и работе с одаренными детьми вологодского Департамента образования относительно естественно-научной сферы.

МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
Это олимпиады и тесты при поступлении в школы для одаренных детей. Что нужно изменить? Представленная Модель предлагает больше олимпиад.
Не надо. Некоторые платные олимпиады в некоторых гимназиях уже выдают на дом на неделю. Для полноценного выявления одаренных в естественно-научной сфере детей нужно совсем иное, чем бесконечное умножение сущностей, а именно:
свободный вход в олимпиадную «вертикаль» на любом этапе вплоть до регионального (только представьте, что в школе ребенка, к примеру, недолюбливают и не пригласили на олимпиаду, а во время муниципального этапа он, допустим, заболел);
финансовое и организационное обеспечение проезда детей-победителей олимпиад нижестоящего уровня на олимпиады вплоть до всероссийских;
возможность конкурсного поступления ребенка в любой класс школы для одаренных детей.
И когда я пишу «возможность», я имею в виду информированность в первую очередь. Критерием эффективности работы чиновников от образования я бы сочла 100%-ю информированность детей и их родителей о проходящих олимпиадах и конкурсах на поступление в школы для одаренных детей.

РАЗВИТИЕ
представляет собой создание развивающей среды для одаренных детей. Вот конкретные предложения
по содержанию:
Модель предлагает профилизацию.
Не согласна. Нужна система, а не профили.
Настоящая модель выявления и работы с одаренными в естественно-математической сфере детьми есть. Это ВГЕМЛ. Именно с этого места и вовсе не в сторону узкой профилизации, как планируется в ВМЛ (химия отдельно, математика отдельно, гуманитарии — в кучу) надо «расширять и углублять» при желании. Дети имеют право вплоть до 10 класса не выбирать конкретные предметы, слишком рано для профориентации. Мало того, для развития системного мышления необходимо вернуть астрономию всем: и гуманитариям, и математикам.

по организации и методике:
Модель предполагает дистанционное обучение.
Нужен и интернет, и интернат, причем интернат нужнее. Идея подключить полноценное дистанционное обучение одаренных сельских школьников кажется очевидной, есть и действующая модель — работа Центров дистанционного обучения детей-инвалидов. Однако, расходы бюджета при существующих скоростях интернета в сельской местности будут чудовищны, так что этот пункт пока годится только для горстки детей в райцентрах, и, кроме того, он не создает в полной мере развивающей среды. Таким образом, нужно аккумулировать усилия по работе с одаренными детьми там, где для нее есть главная составляющая — педагогические кадры. Мне не нравится термин «инновационные площадки», но это вкусовщина, пусть так. Поскольку мы договорились с психологами, что интеллектуальная одаренность не выявляется до 10 лет, задача решаема, нужно всего лишь позаботиться об интернатах.
Эти соображения не отменяют необходимости сделать знания доступнее, размещая для самообразования детей в сети в открытом доступе курсы лекций лучших преподавателей школ для одаренных детей, проводя открытые дистанционные олимпиады и вебинары — это недорого и сеть будет раскинута широко, так что, наверняка в ком-то это пробудит мотивацию или выявит ранее скрытые способности.

Модель назначает ответственным за методики преподавания в школах для одаренных детей ВИРО — Вологодский институт развития образования.
Считаю, совершенствование методик преподавания имеет смысл доверить психологам и педагогам, работающим непосредственно с одаренными детьми: это специфическая работа, непохожая на преподавание в обычной школе. А оценить авторские программы в сравнении возможно только на федеральном уровне.

Модель предлагает организовывать профильные смены в детских лагерях.
Прекрасное предложение, не потребующее дополнительных расходов бюджета, одаренные дети на общих основаниях нуждаются в летнем отдыхе, а решение задачек для них — удовольствие, а не работа.
Я бы пошла дальше: летний лагерь «Математик» с уже существующими богатыми традициями и прекрасными результатами работы нуждается в серьезных вложениях с тем, чтобы принимать больше детей. В терминах Модели это без преувеличения целая еще одна инновационная площадка, построенная на других организационных и методических принципах. В свое время, поступив на вологодский физмат, я обнаружила, что полкурса прошли в школьные годы лагерь «Математик».

Модель делает ставку на педагогов дополнительного образования в работе с одаренными детьми по месту жительства.
Чистый распил, ни одного промилле смысла. Работать с одаренными детьми на местах могут только педагоги общего образования.

На что потратить деньги:
Модель включает поощрение учителя, «вырастившего» одаренность.
Я до слез благодарна и своим учителям, и учителям моих девочек, они прекрасны и достойны самого-самого лучшего, достойны большой зарплаты, я даже предполагаю, где ее взять. Но! Одаренность не взращивают: морфология слова нам как бы намекает. Скорее уж надо увольнять учителей, которые губят в детях задатки — таких мы все тоже знаем. Кроме того, мотивировав материально выявление, немедленно получим злоупотребления и множество условно одаренных детей. Это соображение не отменяет необходимости привлекать, в том числе и высокой зарплатой, лучших преподавателей региона в школы для одаренных детей — адекватно сформулированная задача творит чудеса.
И второе, более конструктивное: в педВУЗах учат работе с детьми, проявляющими задатки одаренности? Когда я училась, ничего не было. А нужно. Вот где работа ВИРО будет предельно эффективной, эффект будет быстрым, а опыт воспримут десятки педВУЗов страны.

Модель предполагает гранты и стипендии одаренным детям от частного бизнеса.
Вот это совсем непонятно. Какие у ДО рычаги в отношении бизнеса? Почему меценатство включено в государственную Модель? Однако, гранты появятся: здоровое бизнес-сообщество любит пиариться на чужом успехе, это его инстинкт, пусть фотографируются с победителями олимпиад, обоюдная польза очевидна. Деньги эти дети точно потратят на обустройство своей развивающей среды.

Модель предполагает расходы на информационное освещение работы с одаренными детьми.
Зачем? Что за великая цель, чтобы так тратить бюджетные средства?
В любом случае, лучшие педагоги и самые умные дети создадут тыщу информационных поводов плюс вышеупомянутые инстинкты бизнеса, который оплатит публикации плюс культура самопиара, которую пора освоить всем органам власти, самоуправления и всем казенным, муниципальным и бюджетным учреждениям: пресс-релизы, обновления сайта, пресс-конференции.

Модель предполагает создание Координационного Совета по выявлению и развитию одаренных детей.
Предложенный состав такого совета не внушает вообще никаких иллюзий, он только возбуждает у граждан социальную рознь и подозрения в распиле.
У меня встречное предложение: сформировать Координационный Совет по созданию развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Координационный Совет должен кроме чиновников включать по принципу самовыдвижения (о, желающих не будет много, уверяю. Гражданскую позицию по вопросам образования сколь-нибудь внятно высказывает не больше десятка человек в Вологодской области) представителей родителей и педагогического сообщества.
Есть много категорий детей, которым не вполне подходит обычная школа: и дети-инвалиды — с разными ограничениями, и дети с музыкальной, и с художественной, и со спортивной одаренностью, и с гуманитарной, и с естественно-научной, и с задержкой в развитии, и с девиантным поведением.
Такой Совет был бы социально ответственным, прямо по Конституции.

На что все же потратить государственные деньги? Если речь о детях, одаренных в естественно-научной сфере, то на проезд школьников к месту проведения олимпиад и на экзамены при поступлении в школы для одаренных детей, на полное материально-техническое обеспечение таких школ, на зарплату преподавателей таких школ, на интернаты, на интернет, на дистанционное обучение, на лагерь «Математик».
Как это впишется в госпрограмму? Это дело чиновников. Это не мы придумали и поддерживаем «программное обеспечение» вместо нормального бюджетного финансирования.

P.S. Осваивать госпрограммы по теме «Одаренные дети и прочие молодые таланты» — это пожалуйста. Но сначала нам, гражданам, нужен рамочный Закон Вологодской области о гарантиях права граждан на адекватное их способностям, физическим возможностям и склонностям образование. Кроме того, судя по очередному скандалу, давно пора принять Закон о ВМЛ, гарантирующий его стабильное финансирование и объективный отбор интеллектуально одаренных детей со всей Вологодской области (автор этого предложения Анатолий Грязнов).

Автор: Лариса Трубицина
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика