Одарённые дети в неодарённом контексте? - 1

[Блогово]

Мне как филологу интересны любые речи. Иногда с непраздным любопытством читаю даже тексты, где, по словам математика Алексея Смирнова, «уровень дебилизма на квадратный сантиметр» зашкаливает. В частности, «Модель по выявлению и работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Вологодской области».



На странице Вконтакте «8-ое родительское собрание» — http://vk.com/ors35 — эту «Модель» поместили наряду с другими темами. Может, в погоне за легитимностью — новый тренд. Типа, родители — за нас.



Другие четыре темы, что называется, подАли. И адресация более-менее понятна — не начальству, не педагогам, не финансовым органам. А родительской общественности, хоть и вполне контролируемой.



Но эта «Модель» — компилят из научно-популярных работ, перечня офиц. документов, завуческих планов и отчётов отчётов и программ — в непричесанном виде. Явилась, похоже, из папки пятилетней давности.



В поисках сути пробираюсь через грамматическую ошибку в заголовке, через такие речевые неловкости как «концепция по реализации концепции»; или: «внедрение инновационных проектов». Непролазно, но уговариваю себя, что других чиновников у нас нет, надо искать конструктив-позитив у тех, какие есть.

Потом иду по опробованному во время чтения публичных докладов (кажется, январь 2013) пути — сокращать, убирать бла-бла. Компьютер мне в помощь. С 62 страниц сократила до 32, потом до 13, потом до 6. У-уф, прояснилось!

Но! Яснее стала не стратегия и тактика ДО, а то, что стратегия и тактика ему (ДО) самому неясна.



То есть. Все согласны, что разные концепции требуют разных стратегий. К примеру (очень грубо округляя), если считать что одарён каждый ребёнок, и надо этот дар раскрыть — это одна концепция, и стратегии-тактики направлены на массы. А если считать что дар — это нечто редкое, исключительное, то соответственно ... Питомник, теплица для вундеркиндов. Нечто вроде ВГЕМЛа, какой был при А.М. Череднике.



Не найдя в «Модели» внятных ответов на свои вопросы по поводу концепции ДО, обратилась к обязательным разделам эффективного менеджмента — индикаторы и показатели (Разделы 6 и 7).

Итак, показатель: «удельный вес численности учащихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по программам общего образования». В 2013-ом — 34% (каждый третий), к 2017 — 44 % (чуть не каждый второй школьник).



Какие выводы? С одной стороны, чуть не каждый второй школьник участвует в олимпиаде-конкурсе. (Хорошо?) С другой стороны, на практике через конкурсы-олимпиады (школьного, городского, районного и даже областного уровня) при желании можно прогонять и 100 % деток.

Пример. Знакомая девочка этой зимой меня удивила тем, что стала участником городской олимпиады по физике. Мы с её родителями перевели её из класса коррекции и теперь «тянем» четвёртый год. Девочка безмерно обаятельная, но интеллектуальная одарённость, правда, не её крест.

— ???



Вконтакте на странице «8-ое родительское собрание» предлагается задать КОНКРЕТНЫЕ вопросы. Вот, думаю.



Думаю над фразой: «Целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное расходование средств означает формирование бюджета, предназначенного для развития региональной системы работы с одаренными детьми в рамках стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 3 марта 2009 года N 398.» (Раздел 6, стр.5 в моём сокращённом варианте, в официальной «Модели», может и 50-ая стр.).