На «Оке» по Русскому Северу

[Блогово]

Маршрут: Москва—Калязин—Углич—Мышкин—Рыбинск—Пошехонье—Череповец—Белозерск —Липин Бор—Ферапонтово—Кириллов—Вологда—Спас—Нурма—Пречистое—Любим—Буй—Касьяново —Вяткое—Ярославль—Ростов Великий—Москва.

Во время путешествия по Русскому Северу мы проехались по Московской, Владимирской, Вологодской, Ярославской, Костромской областям.

Путешествие выходного дня, на многое не претендующее. Вот наша история...

Наша жизнь полна неожиданностей, тоже самое с путешествием, все может повернуться с ног на голову, все может поменяться за минуту, за мгновение. И все уже выглядит в другом свете. Так и у нас.

Экипаж: я, отец и, конечно, Ока, без неё не обходится ни одно наше путешествие. Все-таки за время службы мы с ней сроднились, она стала частичкой нас. Она даже больше стала родственником, может, и нежеланным для некоторых, но все же родственником. Пробег родственника на начало экспедиции — без малого 69 000 км.

Взяли на запаску два баллона на крышу и один — под капот. Вы спросите, для чего такое количество? Я отвечу: «Не знаю!».

Из фототехники взяли камеры: D2X и Sony next 5.

За время поездки машина ни разу не подвела.

Экспедиция по Русскому Северу прошла за пять с хвостиком дней.

Мысль рвануть к Русскому Северу пришла стихийно, так же стихийно мы собрались и поехали. А чего ждать? Решено ехать, а что не поехать? Недалеко такая красота находится. А почему бы не съездить, благо всё находится относительно недалеко.

Скажу заранее: во время поездки было встречено очень много хороших людей, коими Россия и богата. Путешествие носило две цели: посмотреть по-настоящему русские места и заехать через Великие Луки в Беларусь.

Первая, главная цель путешествия, была посещение городов с такими причудливыми названиями, как Чухлома и Кологрив. Что это за города с такими необычными названиями? Хотелось посетить их, ведь называются они так забавно. Но волей судьбы нам не посчастливилось там побывать. Второстепенная задача — посещение братской республики Беларусь. Долго уже грезили мыслью о поездке в эту республику, но всё не получалось. Но, как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. Так же получилось и с моим маршрутом. Разработал один, поехал по другому. Думаешь, что все будет идеально, а на деле получается совсем по-другому! Дороги оказываются хуже, чем думал, хорошо, если они вообще есть. Половодье все меняет, время поджимает, не успеваешь, погода и та поддает. В общем, планы пошли кувырком и, возможно, во благо. Не получилось посетить страну возможностей, может, это и хорошо. Все же в тех местах, в которые нас занесло, нам было неплохо.

Что произошло с нами за этот короткий срок. С кем пообщались, кто помог, что за люди. Об этом вы прочитаете в моем отчете. Ну что, начнем!

День первый. 23 апреля 2012 года

Муки сборов. Выехали за несколько часов до рассвета и пробок, чтобы встретить рассвет уже не в Москве, а где-то подальше.

Едем в Калязин. Не доезжая 40 км до него, встречаем рассвет, пейзаж подходящий: дымка, коряги, только мусор везде так и лезет в кадр. Всё идет по плану. Церквуха в дымке, солнце поднимается. Идешь, траву подминая. Роса на ботинках.

Снежок в некоторых местах ещё не растаял, затаился в теньке и ждет своей участи, он уже не тот, что пару месяцев назад — белоснежный, белый и скрипучий. Грязный лежит он под деревьями и корягами. Дороги — грязь и вода, вечные спутники. Поблекшая зелень, нет тех красок, по которым так соскучился.

В таких местах понимаешь, насколько хороша наша родина. Фактурные, корявые, ветвистые, со сложной судьбой деревья, с размашистыми острыми суками. Лысенькие деревья, если уместно такое выражение к деревьям без листвы, что неудивительно — на дворе конец апреля. Ни листочка, а сколько осталось ждать ещё весенних красок.

Проехали мы такой населенный пункт, как Иудиново, нарочно не придумаешь, для чего так обозвали село? Иуды в нем жили или построили? Ну да ладно. Вот и знак, свидетельствующий, что мы въезжаем в Калязин. Городок встречает солнцем и льдом. На реке его еще много. Шпиль колокольни, устремленный ввысь, освещен солнцем, блики на кресте. Льдины налезают друг на друга.

Оставленные птичьи гнезда, птиц не видно. Похожая ситуация с православными церквями, церкви есть, а паствы нет. Неплохая аллегория: сравнение птичьих гнезда с храмами, только вместо птиц люди! Наши церкви — наше достояние, но в то же время и позор России. В каком же упадке находятся наши когда-то великолепные церкви... В одно время и величие, и позор.

Калязин — старинный городок на Волге. Что он из себя представляет? Неплохой городишко. Старинные кирпичные здания с арками, а там вас приветствуют злые собаки, прелестно.

По-настоящему интересный не только знаменитой колокольней, но и другими достопримечательностями. В городке немало дореволюционных зданий, которые придают городку особую красоту. Городок растянут вдоль Волги. Мы сразу захотели посмотреть на знаменитую колокольню, торчащую прямо из воды. Поехали вдоль Калязина на ее поиски, но не увидели... Спросили, где же она? Не маленькая, как-никак! Оказывается, мы поехали не в ту сторону. Надо было сразу же скатываться к набережной и наблюдать творение лучших русских мастеров. Она устремлена прямо вверх!

Лед на реке Волге, и среди всего этого возвышается знаменитая Калязинская колокольня. Она как будто дает надежду на возрождение, она стоит одна, как ледокол, как стена, среди духовного безразличия и упадка морали. Она дает надежду людям на возрождение, ещё всё возможно. Блеск куполов блекнет. Она дает надежду, но только её. Это было бы неуважением к моим читателям, если я не добавил бы капельку пафоса в мой отчет... Что-то я отошел от повествования. Хожу по набережной, созерцаю всё это величие. Погода быстро меняется, сначала солнце, потом моросящий дождь, а кончается все ураганным ветром с ливнем. Тучки-красавцы. Понаблюдав за этим представлением и дождавшись конца, едем.



Набережная перед бурей.

Мы поехали дальше в древний город Углич, оставляя позади прекрасный город. Нам оставались только воспоминания о нем. Спасибо тебе, Калязин, за эти воспоминания, надеюсь, я еще не раз посещу тебя.

По дороге на Углич нам не раз встречались развалины церквей. Грустно видеть такие картины. Позитив — мы добрались до еще одного древнего города, стоящего на Волге, Углич. Углич — город с древней историей, основан в 937 г. Углич стоит посетить всем, один раз точно. Но одного дня не хватит, чтобы посмотреть все красоты этого городка. Красивейший старый городок с обилием церквей, причем очень хорошо отреставрированный, на фото видно.



Одна из церквей Углича.

Для чего говорить, лучше посмотрите фото. Углич — это Великий Новгород в миниатюре. Много на что здесь можно посмотреть. Старый город с множеством разнообразных церквей. В особенности много их на набережной, стоят одна к одной.





Великий Новгород, для сравнения.



Углич.

Кстати, очень красивый вид открывается с набережной на этот парад храмов и церквей, а по Волге плавают баржи и кораблики. Минус Углича — дороги, но в нашей стране это обыденность. Но в нашей стране это можно и не считать минусом.

Едем дальше вдоль Волги. По дороге встречаются опять церкви и опять разруха. Странно, что их еще по кирпичику не растащили. А может, в том и дело, что уже давно люди здесь не живут.

Все силы тратились на постройку церкви или храма, лучшие мастера со всех близлежащих деревень съезжались и делали, строили, рисовали, выстраивали. Трудились на благое дело. Бедненькие домишки и посередине села на возвышенности красавец-храм. Церковь — это лицо села. Достояние села. Что есть в селе или деревне? Только церковь, построенная скорее всего не их родней, потому что строили лучшие из лучших мастеров, съезжавшихся со всей губернии. Почему же местные жители не пытаются сохранить лицо деревни?

Некотрые сюда приезжают за настоящей русской красотой, а другие просто помесить грязь.

Пару раз видел подготовленных джиперов из других регионов, машины все в грязи. Пожалуй, они сюда приехали за тем, чтобы попросту грязь помесить и проверить свои вездеходы и силы. Проверить себя на излом.

По дороге встречается одна и та же картина: разруха, уныние. Такие чувства охватили меня. Поворачиваем на Мышкин, моста нет, видим городок, но добраться не можем (переправиться). Паром в это время не ходит. Встали на песчаном берегу Волги, на той стороне Мышкин со своими церквями. Последние минуты дня, последние лучи заката.

День подходил к концу, осталось только подвести итоги дня и насладиться последними минутами заката. Находясь за 300 км от дома, чувствуешь себя неплохо в таком месте, как Мышкин, перед тобой песчаный пляж, вид на городок, церквушки николаевской эпохи, если бы только сейчас было лето... А вода холодная, не то слово — ледяная. Пройден маршрут от юга Москвы до Мышкина, видели Углич, Калязин, неплохо для первого дня! Что дальше?

День второй

Поутру холодно, туман, все запотело, а... не хочу вставать. Очень красивое зрелище — Мышкин поутру, город покрытый пеленой тумана. На реке Волга молочная пелена.

Проснулись с рассвета и сразу пофотографировали местные красоты и прямиком к парому на Мышкин! Поутру не жара, но все ровно, не хочется ехать, поспать бы. Пропустили паром, следующий то ли через час, то ли через два. А только что ушел!... Стоимость 250 или 300 руб., моста, как уже писал, нет. Ждать нет смысла. Разворот и движемся в сторону Череповца. Виды попутно однообразны, непрекращающиеся леса и ещё раз леса. Болота еще скованы льдом, да и озера, рыбаки. Разруха, деревни в запустении. Ветер продувает, бежит по полям, продувая все на своем пути, поднял воротник. Так ветер и идет по заброшенным поселкам, без остановки проходит через леса, деревни, а везде одно и тоже — разруха... Солнца нет, как-то на душе плохо, безнадега... Земля пропитана до предела, пытается впитать то, что накопилось за зиму, но это плохо получается. Ржавого цвета кусты, тростники, замершее болото. Унылые топи. Топи и болота. Ощущения от этих мест можно выразить одним словом — ТОСКА. Тоска по времени, когда эти земли были населены, когда дети смеялись. Все пропитано безнадегой!

С одной стороны вода, ещё закованная в лед, но недолго ему осталось. Чем дальше на север, тем больше льда на реках, и даже еще кое-где снег лежит! Под теньком отлеживается. В складках местности хочет спрятаться.

Вот мы и в Рыбинске. Город понравился, к этому времени солнце уже выглянуло, осветив красавиц Рыбинск. Его миновала проблема пробок, быстро перебрались на другую сторону, мост через реку Шексна, как помнится, так называется река. В городе еще много неснесенных старых зданий, центр города, как мне показалось, остался неприкосновенным. Исторический центр. Золотые купола церквей. Мост не из маленьких. Приятный городок, стоящий, чтобы его посетили.

Пошехонье — ничем не запоминающиеся городок. Череповец — огромный город, достопримечательностей в городе немного, всего одну церковь я увидел.

Дальше начались проблемы, заплутали на заводских окраинах, кстати, заводы работают, немного грязновато в тех местах, крутился, крутился, с помощью добрых людей выехал на трассу. Фу! Выбрались. Дальше на Белозерск — старинный русский город, сама русскость. Череповец оказался исключением, только там мы заплутали, город, конечно, огромный. Да покуролесив порядочно по Череповцу, зато буду знать, что представляет из себя этот город-металлург. Заводы дымят, работают.

Быстро доехали по раздолбанному асфальту до Белозерска. Нас окружали леса и озера и церкви. Край лесов и невиданных просторов. Русский север, там русская земля. Найдите мне более русскую землю, чем эта. Все в этих местах говорит: Я в России. Все заряжено положительной энергией, что сказать, духовные, святые места. Бесчисленное количество разнообразных церквей. Я посчитал, что это путешествие будет богоугодным делом и, похоже, оказался прав.

Белозерск — один из старейших городов Руси, 862 — год первого упоминания в летописи, но не год основания. Белозерск, сразу скажу: Белое озеро огромно, не видно даже горизонта, до самого горизонта ледяная гладь, туман покрыл озеро. Около набережной расположен монумент павшим войнам Великой Отечественной, Т-34 85 на постаменте. Деревянный городок, пара старинных храмов, белокаменных. Крепость, земляной вал, с него открывается прекрасный вид на Белоозеро и прилегающие окрестности, интересно, в крепости кроме храма есть несколько жилых домов, и люди живут рядом с такой красотой, ходят за водой, любуясь. Но, наверно, им все это приелось. Красиво из труб домиков веет так ажурно дымок. То тут, то там дымок, там банька, а там...

В крепости, кроме монастыря и жилых знаний, есть озерцо, как интересно. При осаде крепости оно помогало обороняющимся, а вал крепости, кстати, большой.

Всего в городе церквей 5-8, в общем рекомендую посетить Белозерск в любом случае, в особенности, если вы проездом будете в тех местах. Крюк в 50 км того стоит. Из достопримечательностей городка отмечу Белозерский монастырь, набережную и вид, открывающийся с крепости на Белое озеро.

Частокол из кольев, простирающийся на многие км поодаль берега. Построены сооружения вокруг берега, волны, знаете! Интересно, как здесь в другое время года? Интересно было бы понаблюдать за этими волнами. И что здесь творится, когда Белое озеро освободиться от льда? Волны здесь какие, даже боюсь представить!

Походили по набережной, поснимали, ну что, хорошо царь-озеру Русского севера. Буи, каменные надолбы обезопасят городок. Все во льду озеро, а уже и закат... Только размоньячился, знаете, около озера, даже в пределах 10 км от него заметно холоднее, чем в других местах. От него веет холодом. И так со всеми озерами-великанами на севере.

Все кажется хорошо и тут... Поломка, не могло быть так хорошо! Дверь не закрывается. Черт!!! Что было хорошо, неважно, главное, что ожидает дальше. А ожидала нас непростая ночь непонятно где. Вот и наступил конец дня, а место для ночевки нету, машина сломана, магазины с автозапчастями закрыты и уже давно. Патовая ситуация. Едем от холода, то есть от Белозерска, ищем место для ночевки, тут и там непроходимая грязь. Нашли место рядом с каким-то мелким поселением, собака брешет, да и что? Успокоится. Ложусь, уже засыпаю, и кто-то стучится. Опускаю окно и слышу просьбу отогнать машину. Почему? Задаю я логичный вопрос. В интелегентной манере мне отвечает товарищ, что в этих домах лечатся люди от наркомании, а у нас такой регион. Оказывается, они лечат религией, они католики, а этот мужчина у них главный, таких центров у них несколько. В основном, у них люди из Москвы, но есть и из Череповца. Вот такие религиозные люди, что даже не хотят ближнему помочь в беде, гонят. Как-то это не по-христиански, но не мне об этом судить. Разговорились, отец присоединился к разговору. Пришлось выходить из машины. Поговорили, всё равно мужчина настаивал. Едем, ветер спешил, набирая обороты, пронизывающий ветер продувал все на своем пути. Остановились непонятно где на ночлег и заснули, а за окном дул ветер.

День третий

И снова едем в Белозерск, вдыхая сухой воздух, восхищаясь прозрачной голубизной чистого неба, несмотря на наши проблемы. Холодный воздух — в морду.

Вот он, загадочный Белозерск. Въехали еще до рассвета, как приятно встречать рассветы в таких местах. Ну что, надо искать замок на Оку. Конечно, ничего нет. Едем отсюда. Но напоследок я бросил взгляд уменьшающемуся Белозерску. Мы все дальше уезжали...

На север! Все дальше и дальше углубляясь в бескрайные русские леса ! Направление на Липин Бор! Канал вдоль могучего озера — Балтийский канал. В связи с этим много мостиков.

Любые сравнения не в силах описать Белое озеро. Любые слова меркнут с тем, что вы увидите в действительности. Более русского места нет, здесь сама русскость. Дорога становится хуже. Что она из себя представляет? Гать! Я не представлял, что в России еще существуют такие дороги.

Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения, но в нашем случае сверху был насыпан песок. Такая укатанная дорожка в лесу с маленьким трафиком, лужи, по бокам нерастаявший снег, да и в лесу он не редкость. Ели и осины в лесу. Чувствуешь себя в таких местах одиноко, никого. Словно с 18 века здесь ничего не изменилось, только гать песочком посыпали.

Прекрасные церкви, вот и одна из них, стоит как-будто в воде, но так только кажется. Белая невеста, красота которой поблекла с годами.

Я был счастлив находиться здесь и видеть хоть часть того великолепия, которое дошло до нас. Да, поблекшее, но все же! Прикоснуться к истории. Нашей истории. Может, и обветшалой, но все же своей, родной... Негоже, когда такие красавцы стоят в запустении (за двадцать, тридцать километров до жилья), никому не нужные, кроме полусумасшедших туристов. Нет паствы, нет и монастыря. Сколько таких разрушенных церквей мы видели за поездку — и не сосчитать, обидно, за душу берет. Сколько их еще по России! Никому не нужных, полуразрушенных, запустевших, с разбитыми фресками, кому было нечего делать, сбивал работы лучших мастеров того времени, конечно, не его родня трудилась над постройкой этих божьих храмов. Сколько труда, сколько всё же труда вложено! Сколько сил и труда. Я даже не могу представить!

Но если отбросить в сторону подобные сантименты, как трудно приходится нашим крестьянам, на которых власть уже давно махнуло рукой, как и впрочем и на всех других.

Мы потеряли свою душу вместе с верой.

Вдоль Белого озера расположены старинные села, одно из них основано 1 000 лет тому назад! Рыбку ловили и будут ловить. 1000 лет тому назад здесь ловили рыбу и сейчас, с ума сойти! Представьте, как люди жили здесь хотя бы 200 лет тому назад: слякотно, лапти, все промокает моментально, грязи было больше, чем сейчас, печку топили по-черному. Пол земляной. Сложно представить, как люди жили в таких условиях.



Котина.

На фото одно из таких селений ещё жилое. Церковь кирпичная, поодаль стоит покосившаяся деревянная церковь и здесь же часовня, недавно построенная. Денег на её постройку хватило, но на то, чтобы дальше церковь не разваливалась, похоже, не нашлось...

Видео дороги. Грязь, жижа, слякоть, а «Ока» все прет.

Звенящие ручьи Русского Севера, ах!

Грустно, не последний раз я встретил на пути деревянную церковь, к ним у меня особая любовь. Особенно колоритно они смотрятся в таких местах. Отсюда и озеро видно.

Костромская, Вологодские области, куда же более русские места.

Едем дальше, дорога становится еще хуже. Совет, если вы хотите оставить машину в чистоте, не суйтесь туда! Ока — вездеход, видео.

Встречных машин почти нет. Вот мы и в Липином Бору, поселок ничем не примечателен. Запчастей и здесь нет. Едем в Ферапонтово. Еще не доезжая пару километров, выходит солнце, хороший знак. Ферапонтово встречает прекрасной погодой, за фотоаппарат. На полях еще лежит снег.

Ферапонтовский монастырь очень интересный, колокольня двуглавая. Крепость и знаменитый монастырь, высота стен крепости — три метра, от кого обороняться? А вид оттуда замечательный, лестные просторы на многие километры, все просматривается, бугристость какая-то, странно, откуда здесь такие неровности? Какие краски! Зеленый, словно малахит, голубой... (лучше смотрите на фото, писатель я никудышный).

Внутри храма идет продажа книг и сувениров, как часто сейчас творятся подобные богохульства. Храм — не место для торговли! Но всё чаще я наблюдаю одну и ту же картину: внутри божьего храма идет торговля, и никто не против. Как-будто никто не читал Библию!

Кстати, в Ферапонтово есть и деревянная церквуха, она находится в стороне от крепости, а там же, как не удивительно для всего Русского Севера, — озеро.

Эти земли бескрайних озер и болот. С крепости и это замершее озеро можно наблюдать, с крепости все как на ладони. Понятно дело, крепость построена на возвышенности, посему и видно всё.

Поблекшая зелень, природа не торопиться нас радовать яркими красками. Когда же нас обрадует природа?! Широкие стволы деревьев.

Обычное озеро для Вологодской области стоит скованное льдом, и, как всегда, — рыбаки.

Дальше наш путь лежал к городу Кириллову. Кириллов — город немаленький, по направлению к крепости было встречено еще пару церквух. Одну из них используют как склад ГСМ, как я понял по разговору (кстати, работягам некомфортно работать в монастыре, негоже это, неуютно им в этих стенах). Интересная ситуация связана с этой церковью, я сказал бы, даже мистическая, но я это понял только по приезду домой, сидя у монитора. Задаю, дорогой читатель, такой вопрос: «ЧТО вы видите?». Сами посмотрите.

Наша действительность... Печальная действительность. Печально, но это наша страна...

Бутылка из-под пива соседствуют с храмом, это наше время, не тридцать лет тому назад, а сейчас.

Российская действительность — это соседство Церкви с алкомагазином или складом ГСМ. Церковь — это духовное пристанище, а рядом мусор, бутылки из-под пива. Но это соседство не самое удивительное, а то, что люди в этих условиях умудряются работать.

Вернусь к Кириллову. Если сравнивать Кирилловскую и Феропонтовскую крепость, то более импозантно и внушительней бесспорно выглядит Кирилловская крепость, она огромна! Но она выглядит современно, что не скажешь про Феропонтово, там чувствуется древность.

Кирилов поразил, в городе немало церквей, запомнилось три и огромная крепость с обилием в ней исторических зданий, монастырь. Удивило, что делает такая огромная крепость почти что в центре Европейской части России, от кого собрались обороняться? Что удивительно, никто не говорит про этот замечательный монастырь. А в общем-то странно, закончено строительство в 18 веке, от кого обороняться в непролазных северных лесах России?

Кто соблазнится? Шведы далеко, поляки ещё дальше. Да и для чего столько денег вкладывать сюда в те времена?

Белокаменные стены, церкви: чудо-картина, словно с картинки, все как надо и даже больше. Насколько же хороша наша родина. Гордимся!

Внутри крепости есть на что посмотреть, церкви на любой вкус — 12 века и 16 века, и со шлемовидными куполами и с маковками.

Для туристов всякого понастроили домишки всякие, мельницу под старину. Все на фото.

Громадная площадь! Здесь живут современные священники, спутниковая антенна, всё как у людей.

Уезжаем из Кириллова, заезжаем в Шиляпово, не специально, перепутал дороги. Дорога до Шиляпова поражает, отвратительная, как ещё мы туда добрались?!

Отсюда вид на крепость и монастырь заставляет сердце трепетать. А освещение!..

В обратку. Снова путаю дорогу и приезжаем в Звоз по ужасной дороге, с берега открывается вид на Воскресенский Горицкий монастырь (осн. в 1544 г.), до него километров пять по льду.

Видео дороги до Звоза.

Здесь на набережной во Звозе стоит часовенка, похоже, заброшена. Дерево пожухло, мокрое, гниет. Скоро закат, гоним в Гориц, чтобы застать там его. Все же доехали с третьей попытки. Все чудесно, только от монастыря я ожидал большего, он на реставрации. Ничего из себя не представляет. Мы стояли на холме, смотря сверху вниз на Гориц, смотря, как река растеклась, куда рукава реки уходят. Вот и встретили закат.

Видео в тему. Пора отсюда, да и ночевать здесь на открытом месте не хочется. Едем назад, быстро темнеет, в полутемках находим местечко. В складках местности заныкались и уснули.

День четвертый

Проснулся, иней с окна соскрёб и — о-о-о — первая мысль: позарастали стёжки-дорожки... Богом забытый край, где это я? Действительно, где? Плохо соображаю спросонья. Этой ночью был минус, иней на стекле свидетельствует об этом. Прогрев, и быстрее к Кириллову, заснять его покрасивше, а по сторонам заледеневшие комья грязи, скоро растопят весеннее солнце и превратиться все в непролазную топь, а сейчас едь не хочу.

Серая пелена над озером, солнце никак не может пробиться через неё, а рыбаки тут как тут. Зимняя рыбалка, хотя уже давно весна. Рыбаки поглощены любимым делом, сверлят лунки на замерзшем озере. Холодно, мягко говоря, а уже конец весны! А Кириллов под куполом пелены. И Кириллову досталось, утонул весь в молочной пелене.

А теперь едем в Вологду. Почти весь путь до Вологды нас сопровождало озеро Кубенское и чудные церкви и храмы на берегу этой громадины, солнце в глаза, щурюсь. Все какая-то спешка, не заезжаем никуда. Как уже сказал, пару замечательных часов ехали вдоль озера Кубенское. Хорошая погода, церквухи, колокольни, уходящие куда-то ввысь. Озеро блестит — попутчик на ближайшие пару часов. Куда-то спешим, не заезжая в эти чудные деревни, где когда-то создали такую красоту. Проехался бы еще раз по этой дороге, а может и пару раз, все подробно изучив, а не мельком, как сейчас. Асфальт средней паршивости, выбоины есть, если не следить за дорогой, можно и подвеску поломать. Видео о качестве дорог Вологодской области.

Вот мы и добрались до Вологды, столицы русских писателей. От Вологды я ожидал намного большего. Старинных дореволюционных здании и церквей на каждом шагу, как в Великом Новгороде или в Пскове, я не увидел ничего подобного. Старого города уже нет... Может, я зря делаю поспешные выводы, весь город, конечно, я не видел. Заехали в Вологду, все дальше заезжая вглубь города, а ничем интересным и не пахнет. Смотрим друг на друга и понимаем, нечего здесь делать, поворачиваем.

Вологда превратилась в обычный город наравне с Волжским, разница только, что в Волжском в это время года уже +17 (Вологду теперь можно ставить в один ряд с такими непримечательными городами, как Волжский и Средняя Ахтуба, только пару монастырей отличает её от этих городов и, конечно, великое прошлое) :((. Души нету в нем, своей харизмы, своих отличительных черт. По своей воле я больше не поеду в Вологду, по-моему, туристу там делать нечего.

На окраине города заехали на шиномонтаж, сбалансировать колеса. Работяга, увидев вмятину на диске, сразу послал нас на прокатку. Говорил он: «Может лучше в спецсалон по починки дисков?» — чувствовалась неуверенность в голосе. Отец достал кувалду, работяга заволновался, похоже, с такой методой он не знаком. Отец играючи выпрямил мягкий оковский диск и предоставил колесо работяге на балансировку. В Оше на шиномонтаже одним из главных инструментов является кувалда, и чем больше, тем лучше, но нет, это уже про киргизские автосервисы... На отбалансированных колесах поехали дальше, кстати, в Вологде балансировка стоила в три раза дешевле, чем в Москве.

М-8 трасса качественная, выбоины если и есть, то это исключение, стандартно по одной полосе в одну сторону. Таковы реалии современных трасс России. По дороге заезжаем в Спас-Нурму, поглядеть на Спасо-Троицкий Павло-Обнорский монастырь (1422 г.).

Сразу скажу, от монастыря остался только фундамент. Да монастырь есть, но точно не 1422 г., а где-то конца 19 века и кирпичное здание той же эпохи. Всюду обман, и это место не исключение, и святые места не исключения. Да когда-то там и стоял этот монастырь, но сейчас это только история. Местечко неплохое, спокойное, здесь же и речка, мостик, все уютно. Фотографировать на территории монастыря запрещено, да, кстати, если кто не понял, монастырь действующий.

Спасо-Троицкий Павло-Обнорский монастырь:

Все же заехать стоит, местечко уж больно спокойное. Дорога правда до него не ахти какая — грунтовка. Продолжаем путешествие, дальше на нашем пути Пречистое и поворот на Буй. Доложу я вам, в Ярославской области очень много разных церквей, всяких на реставрации, разрушенных в запустении есть и такие, где только колокольня и осталась, есть и наоборот, в общем, всех хватает. Но по этой дороге их особенно много, чуть ли не в каждой деревне церковь, а дорога эта: Пречистое—Любим—Буй, может, асфальт и не ахти какой, выбоины, трещины, ямы с колесо внедорожника, зато какая красота по сторонам, но все ровно, обеспокой вас не отвлекайтесь от дороги, на этой дороге надо резво крутить рулем, чтобы не попасть в яму колесом. Не отвлекайтесь на красоты, больше 60 не поедешь. У меня лично не получилось. Что ещё хорошо, встречных машин почти нет.

Видно, Ярославская губерния богатая была, может, потому что купцы у нас в основном оттуда были родом? Можно поразмышлять.

В Ярославской обл. уже не так много лесов, есть и поля, просторы, есть где развернуться. Ярославская обл. — поменьше лесов, побольше полей и побольше людей. Деревень всё больше и больше, контраст налицо в сравнении откуда мы приехали.

Чуть ли не через каждые два км появляется на горизонте новая церковь, сначала видно только колокольню с маковкой, освещенные солнцем, а потом во всей красе появляется она, и сколько их здесь на Ярославщине. Да, с погодой нам повезло сегодня, да и в общем во время всей поездки.



Церковь Любима.



Любимская церковь.

В Любиме стоит остановиться, есть, на что посмотреть, уютненький городишка. Церкви в нем усиленно восстанавливают. Едем дальше в Костромскую область, 44 регион.

Проезжаем деревню Красный Слон. Мысль в голове: «Каких только названий нет на Руси». Красный слон — не единственная деревушка с забавным названием, встретившимся нам на пути, некоторые из них: Иудово (находится недалеко от Калязина), Касьяново, Починок. Что интересно, на карте поселок Красный Слон (именуем) обозначен как просто Слон, но на знаке была та самая надпись.

Красный слон, до сих пор не понимаю, почему такое название и от чего взялось? До сих пор дивлюсь, диво дивное! Вбилось в голову это название. То ли революционный слон? То ли что?

Многое забылось или не так вспоминаешь, как на самом деле было, некоторые моменты выпячиваются, некоторое наоборот сглаживается, а третье забывается, и все.

Кстати, как мне показалось, сельское хозяйство в этих районах поднимается с колен, что-то строится, видно, производится обновление, видно, люди трудятся. Хорошо, что кто-то вкладывает деньги в наши деревни. Производство какое-то, но, как я понял, это не государственные, а частные предприятия.

Еду, вижу по сторонам поля. Поля вспаханы, Ярославская об. по-настоящему удивляет. Люди работают и это приятно. Очень поражает обилие церквей в этом районе. Церкви обильно строили в этих местах, а теперь они доживают свои дни. Лучшие их дни прошли сто или двести лет тому назад. Эти годы миновали, от паствы не осталось и человека. Вот так они и стоят — разрушенные, полуобвалившиеся церкви, и никому не нужны, кроме таких, как я, сумасшедших фотографов и подобно сумасшедших только в другом направлении богомольцев. Вот так они и стоят с полуобвалившимися стенами, заросшие и никому не нужные...

На фото даже не все попавшие в объектив церкви и монастыри! Все-таки насколько богата наша Родина!... Богата духовно, хотя и разрушена основательно, с каждым годом духовности все меньше и меньше. Мы её теряем за масками, я верующий. Слова ничего не значат без действий. Кому нужны слова, за которыми ничего не стоит, которые ничего не значат? Хоть тысячу раз скажи, что ты веруешь, от этого ты не станешь ближе к богу. Верующие на словах, а не на деле. Дела, дела самое главное! По ним можно и определить, в ком бог.

Буй, вот мы и добрались до Костромской земли. В общем-то, Буй нам и не нужен, нам нужно добраться до Чухламы, а сделать, а вернее проехать туда, можно только если заедешь в Буй. Буй — обычный ничем не примечательный городишка. Весна, а значит половодье, да Весна все же добралась и до Костромской обл. Дорога затоплена вместе с окружающей местностью, некоторые местные форсируют водную преграду, не без последствий, один мужик залил свечи не бензином, а вода попала на свечу, и катушка сгорела, но это моё предположение. Видео в тему. Половодье в Буе, видео.



Половодье.

Не каждый решался пересечь вброд водное препятствие. Видео. Мы с отцом всех стали расспрашивать, как доедем до Чухломы? Никто не смог ничего вразумительного сказать. Рискнули, пускай искупается Ока. Я за рулем, а отец впереди в сапогах, измеряя глубину и направляя меня, без происшествий добрались до берега, только машина изнутри промокла, не беда, высохнет, а плохие новости нам поведал мужик. «Не проедете вы до Чухламы, весенние половодье, там страшнее, чем здесь в пару раз, все едут в объезд через Кострому». Вынес свой вердикт мужичок. А раньше никто нам не мог это сказать!? Собственно, само пересечение водной преграды. Ока берет препятствие.

Стоило машиной рисковать и в итоге намочить весь салон. Фу-у-у-у... В обратку. Еще раз проехались по воде. Выехал на сушу и рядышком остановился, выжимать и просушивать вещи. Робкий лифтовоный УАЗик, видео на ваш суд.

Лифтованный УАЗ дает задний ход, испугался? УАЗ боится воды? Видео.

И тут к тому же такое представление! Собралось человек 30 на той и на другой стороне этого озерца и наблюдают за гарцующими джиперами, которые на полной скорости штурмуют водную преграду. Для местных это развлечение, брызги. Водилы рады, улыбаются. Подъехали менты на УАЗике, на вызов надо? Чего-то боятся, с глупости он слез с асфальта и сразу же закопался на один бок, забавно, только менты до этого додумались, неординалы. Не как все, надо выделиться и выделись. «Буханка» со второго раза вытащила бедолаг, жаль, всё это представление не заснял, вещи перебирал на просушку. Понаблюдав за всем этим, незаметно подкрался конец дня. Плюхаемся в Оку и едем на Любим! Не доезжая его ложимся спать.

День пятый

Встаем, оказывается, мы остановились на ночлег рядом с развалинами церкви, ни поселка, никого, только развалины и кресты.

Стоит церковь в лесу, когда-то тут жили люди? И таких церквей неисчислимое количество, вдали от людей, от жизни! Эти церкви давно не видели прихожан, а попы давно отстранились от них. Отречение? Все верующие, а на проверку? Кто? Стоят они на возвышенности, заросшие, никому ненужные среди леса, лес вокруг, а когда-то совсем недавно здесь кипела жизнь, дети смеялись. Сейчас и намека нет на былую деревню, от деревни осталось только кладбище и развалины церкви, символизирующей плачевный итог. И ведь мало кто подозревает, насколько их много, разрушенных временем и не только, а внутри отколоты фрески. Храмы, когда были величием России. Сейчас уже забытое прошлое, стоят они без крыш, никому не нужные. А сколько их, коих были уничтожены до основания? То, что мы увидели, было песчинкой от того безумного разнообразия былого, это ничтожная часть, но она покаместь еще жива. Многообразие. Когда-то они величественно восседали над местностью, главенствовали над губерниями, сейчас все заброшено, да и людей больше нет в этих местах...

Нет, я неправ, жизнь в этих местах ещё теплится, весна, лягушата квакают. Весна пришла!

А что за звук!

Еду и наблюдая такую печальную, но в тоже время поэтичную картину: вороны на Церкви. Вообще, что интересно, эта птица очень любит подобные сооружения. Последние пять дней это птица взяла нас под свою опеку. Не слишком ли часто я встречал воронов за время путешествия? Не самый лучший компаньон в пути. Не так ли?

Какая строгая древнерусская красота! Нет! Русская красота. БЕЗУМНАЯ тоска и боль за Родину, а с другой стороны постоянный поиск прекрасного и убеждение себя, что все не так уж и плохо. Весна, слякотно, всё тает, уже должно было растаять, но нет, мы на севере. Май, а снег ещё лежит. Дали, виды здесь прекрасны! Сказочные места! Мы постоянно куда-то спешим.

Поговорили о вечном теперь. Теперь поговорим о повседневном. Если вы не хотите портить подвеску на своем авто, то я вам не советую отправляться в Костромскую, Вологодскую области. Пожалейте машину :). Да и самого себя.

Едим до Любима и поворачиваем на Касьяново—Разбугино—Вятское. Тоже очень интересное направление, советую проехаться.

Не помню уже названия села, ехали, увидели слева каланчу и церковь, решили заехать. Полное противоречий село, где, может, и много поддатых мужиков, гоняющих на «Уралах», но там неплохо, уютно, каланча, церквуха. Церковь знаменательна тем, что над фресками работал брат Достоевского, по рассказам местных.

Вятское — странное село городского типа, там есть музей русской предприимчивости (на фото), пару хорошо восстановленных церквей, одна из них находиться в центре селения, в то же время чисто, немало старинных кирпичных зданий. Но в тоже время что-то плохое в этом месте есть, чувство отторжения от этого местечка у меня возникло. Я бы сюда не вернулся. Поразило, что дворники в этом селе даже не наши бывшие граждане узбеки и киргизы, а всамделишнее китайцы.

Дальше по трассе заезжаем в городишко, где на центральной площади стоит церковь, недавно отреставрированная. В городишке встретили поддатого мужика, который по всей видимости хотел с кем-нибудь поболтать, при этом отец, как мы потом узнали, фотографировал его дом или то, что от него осталось, горелый дом. Мужичок рассказал свою историю, он служил офицером на большом противолодочном корабле «Сторожевой» под руководством капитана Саблина.

Кто не знает, Вале́рия Миха́йловича Са́блина расстреляли 3 августа 1976 за измену родине, восстание на корабле «Сторожевой», протест против отхода партии и правительства от ленинских положений в строительстве социализма. По факту он участвовал в восстании, но, по его словам, Саблин заперся у себя и ни с кем не советовался в принятии решения. Всех офицеров под суд, ему дали то ли 10, то ли 12 лет. Весь срок отсидел от звонка до звонка. Посетовал на трудности с работой и не только.

Этот мужик стал нашим экскурсоводом по городку, он рассказал, что церковь, которую мы наблюдали, отреставрировал один мастер, работал над ней без малого 20 лет. Сам мастер из Ростова-на-Дону. Вроде бы все посмотрели, едем дальше. Снова на трассе, справа виднеется церквуха, а почему бы и не заехать. Церквушка окружена приятными дачными домиками, ухоженные участочки. На радость и солнце выглянуло. Поля вспаханы, радуют глаз.

Поговорим о том, как обстоят дела с бензином на Русском Севере. Приятной неожиданностью оказались цены на бензин в Костромской, Вологодской, Тверской, Ярославской области. Средняя цена 25 руб. за литр, при этой цене я ни разу не заметил ни намека на обман со стороны бензозаправок, иногда казалось, что залили больше, чем заплатил. Заправлялись в основном на ТНК. Кстати, хочу сказать, что в тех местах у меня не возникли проблем с заправками, они в обилии разбросаны по трассам Тверской, Вологодской и Костромской области.

Вы, наверно, думаете, уж слишком много восторженных слов посвящает автор Русскому северу. Доложу я вам, мало хвалебных речей я спел этой прекрасной, самобытной природе, мало, ничтожное количество по сравнению с тем, чего она достойна.

Вот мы и в Ярославле. Отмечу, чистенько в городе.

Ярославль — современный мегаполис, с частичками той старины, которая дожила до наших дней. Веет древностью и историей его стен. Проехались пару километров вдоль набережной, посмотрел на Волгу. Волга здесь не та, что у Сталинграда, нет той ширины. Здесь её начало, здесь её истоки. Пришлось совсем чуть-чуть постоять в пробке и пожечь сцепление.

Пробки добрались и до Ярославля. Приобщился город к мегаполисам. На объездной магистрали творилось что-то неописуемое, все едут 100 и более, разметки нет, покрытие разбито. Все обгоняют, несмотря ни на что, трафик огромный. Даже отец присоединился к ним и стал обгонять одного за другим. Таких безбашенных водил я еще не видел. Двойной обгон. Три полосы, а едут в пять рядов, как это? На встречку и он, и он!

Дистанцию не держат. Сумасшествие. В другую сторону многокилометровая пробка, может, и сумасшествие, но мы едем, даже несемся, Ока показывает недюжинную резвость. Пробка кончилась, и сумасшествие начало проявляться в других масштабах. Теперь все это только в двух направлениях, отбойника нету! Камикадзе на этих дорогах развелось!

Ярославская окружная дорога это, конечно, что-то! Кто видел, тот поймет. Но мы продолжаем путешествие и вскоре появился Ростов.

Вот он, Ростов Великий, под вечер всё же добрались, а до Москвы двести километров. Ростов Великий — еще один город с многовековой историей, стоящий того, чтобы его посетили. Замечу, один из старейших городов Киевской Руси. Рядом с трассой находиться деревянная церковь, через железку, выглядывает так забавно. Локомотивы мчатся, сотрясая землю.

Еще было время и свет, и пофоткали настоящею русскую красоту. Ростовской монастырь словно на воде стоит или остров среди водной глади. Первое упоминание о Ростове датируется 862 годом, но это не значит, что он основан в этом году, это только первое упоминание, дошедшее до наших дней. Настоящая дата неизвестна, наверное, он намного старше. Просто до нас не дошла информация. Когда-то эти города были центрами культуры: Ростов, Белозерск, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский. Сейчас они доживают свое великое прошлое, достойны ли они его? Вот вопрос.

В сумерках проезжаем Переславль-Залеский, а жаль, там тоже есть, на что посмотреть, но это и так всем известно. Хотя и вечер, но часть красоты этого города я ухватил в последних лучах. Да, может, Переславль-Залеский и кому-то надоел, да все его перефатографировали вдоль и поперек, избитая тема. Но все же интересно заехать, недалеко же! Быстро наступила ночь. Ростов и Переславль-Залесский очень красивые и интересные города, и там есть много, чего посмотреть, но так уж получилось, что застали их под вечер. Ну ничего страшного, мы ещё сюда обязательно вернемся.

Посчитали, если мы будем ехать с той скоростью, с которой движемся, то подъедем к самым пробкам, думали схитрить — не получилось. Конечно, легли поспать на бензоколонке, никто не прогонял и не требовал деньги за стоянку, как это было в Казахстане. Это был первый раз, когда мы прикорнули на бензоколонке, пару часов полежали и со свежими силами двинули на Москву. Переиграть Москву не получилось, вездесущие пробки и после полуночи. Шестой день пошёл нашей эпопеи.

Забавный и в тоже время поучительный случай произошёл с нами на МКАДе (с учетом произошедшего пару дней ранее), два часа ночи, место действия — Москва, окружное кольцо, пробка, стоим. Моторчик Оки греется, кипит, сцепление нагревается и почти не сцепляет. Бедненькая Окушка. Отец решил: хватит издеваться над машиной, надо встать, пока пробка не рассосется.

Запарковались перед автобусом с 05 регионом, работяги из того же региона снуют, работают, кладут асфальт. Мы явно мешаем водителю трактора «Беларуси», но он ни слова. Неприятно как-то, из-за нас у них проблемы, трудности, помеха. Они только смеются. А у нас не всё так оптимистично, отец лег спать, работы за бортом продолжаются. Капот нараспашку, пускай охлаждается. К тому времени в Москве уже стало тепло, +14. Не лето, но кипит мотор все же, благо, с собой всегда вожу пару литров просто воды, специально для таких случаев.

За две с чем-то тысячи км нас ни разу не остановили ГАИшники, Русский Север открыт для путешественников. Заранее извиняюсь за допущенные неточности, ибо писал отчет через полгода после поездки.

Цена вопроса 4 500 руб.

Напоследок. Неплохо было бы повторить. Прокатиться по тем местам, которые стали знакомыми и родными, по-настоящему родными.

Фото из путешествия по Русскому Северу можно посмотреть здесь.

Вот и все!

PS: Надеюсь вы получили истинное наслаждение от моего слога.

Конец.