Вологда. Ностальгия 1913. Часть 3. Хочу учиться!

[Блогово]

Советский учебник 7 класса «Конституция», 1951 год.

В царской России народ был лишён образования.

Более трёх четвертей населения царской России было неграмотно.

Царское правительство, помещики и капиталисты отказывали народу в образовании.

Царские министры запрещали принимать в среднюю школу детей трудящегося люда. Да и откуда было взять рабочему или трудящемуся крестьянину сотни рублей в год на плату за право учения и на содержание учащегося в средней, а тем более в высшей школе!




Но — если посмотреть на Вологду 1913 года, возникнет ощущение, что речь идет о совсем другой стране.



К примеру — путь уроженца Вологодской губернии Питирима Сорокина.

Неграмотный парень-сирота кончил школу грамоты, поразил своими способностями священника, который руководил и церковноприходской школой. Победоносно пройдя все испытания, 12-летний Питирим был принят в школу и получил стипендию, из которой оплачивались комната и питание в школьном общежитии. После обучения его отправляют в церковно-учительскую духовную семинарию.

Участие в революционном движении, партия эсеров, тюрьма, побег из под гласного надзора...

Кочевая жизнь революционера надоедает ему, и он отправляется в Петербург, готовиться к поступлению в университет.

Учится на подготовительных курсах, самостоятельно готовится — и в 1909 году, двадцати лет от роду сдает экзамены за курс классической гимназии. Поступает в Психоневрологический институт, но возникают проблемы с оплатой, и его отчисляют. Питирим подает прошение о зачислении в Петербургский университет, и жестокий царский режим зачисляет состоящего на гласном учете члена партии эсеров на юридический факультет, да ещё дает ему стипендию, из которой оплачивалось учение и еще на жизнь кое-что оставалось. Окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию.

В 1922 году его не расстреляли, а выслали из Советской России — его работа по статистике разводов не понравилась Ленину. В 1931 году Питирим основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года, был президентом Американской социологической ассоциации.

Вывод — было бы желание учиться, а возможность учиться в Российской империи — была.



Разница в 100 лет

В 1913 году Министерству народного просвещения досталось от царя 14,6% бюджета, (для сравнения — в 2013 Министерству образования из переполненного нефтедолларами бюджета досталось втрое меньше. 4,8% в 2012, в 2015 году снизится до 4,1%

В абсолютных цифрах они сократятся за три года с 614 млрд рублей до 573 млрд.)



Российская империя очень серьезно относилась к проблеме образования и очень высоко ценила учителя.



В результате в 1913 году в Вологде, как и во всей Российской империи, осуществлялась программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. ...

Кстати, одновременно решалась жилищная проблема для учителей — в многокомплектной школе заведующему полагалось 3 комнаты и кухня, одному учителю — 2 комнаты и кухня и двум учителям по 2 комнаты при одной кухне. Учителя начальных сельских училищ обеспечивались служебным жильем — квартирой или необходимыми для этой цели квартирными деньгами, из расчета 54 кв. метра. Как правило, это были квартиры при школе, которые снабжались топливом, освещением и даже прислугой для ведения хозяйства.

Ведомость 1913 года: квартирные (с отоплением) 150 р./год, наем прислуги — 60 руб./год, лампа — 5 руб., керосин — 65 руб. 80 коп.



Особо указывалось, что в деревянных домах квартира учителя должна находится на втором этаже, а в каменном — на первом, должна быть изолирована от школьных помещений и иметь отдельный вход.

Учителя начальной и средней школы государственных учебных заведений относились к категории государственных служащих, имеющих право на чины, награды, казенное жалование, пенсии. Чин давал право учителю на должность, а также обеспечивал ряд прав и привилегий.

В 1908 году был установлен минимум жалованья для учителя — 360 рублей в год. Рубль в день при бесплатном жилье — можно было жить? На деле же годовая зарплата была около 900 рублей.

Прослужившие 12 лет сельским учителем получали звание «почетного гражданина» что автоматически влекло за собой пожизненное освобождение из податного состояния.

В соответствии с Уставом о воинской повинности все учителя освобождались от действительной военной службы в мирное время и зачислялись в запас с обязательством прослужить в должности учителя не менее 5 лет. (1910 г. Указ Сената «Об освобождении от призыва на военную службу народных учителей»)

В соответствие с законом 25 июня 1912 г. о высших начальных училищах учителя указанных учебных заведений также имели право бесплатного обучения своих детей в правительственных мужских и женских средних учебных заведениях. Это право распространялось и на учительниц указанных училищ.

В 1910-е годы благотворительный фонд графини Варвары Бобринской начал финансировать «образовательные экскурсии» простых земских учителей в Италию — таким способом там побывали несколько тысяч человек. Считалось, что русский учитель, даже из самой глубинки, чтобы достойно воспитывать будущих граждан, должен хотя бы раз в жизни увидеть Италию.



Именно в этих условиях в Вологде складывалась и бурно развивалась система всеобщего начального образования. В 1913 году в Вологде было 21 начальное училище (3 двукласных и 18 однокласных) пусть не смутит вас название — двуклассное. Это вовсе не означало двух лет обучения.

Два класса начального училища в реальности означало 4 года обучения, и при поступлении, к примеру, в фельдшерскую школу, приравнивались к 4 классам гимназии и прогимназии.

Однокласное — 3 года обучения, двукласное — 5 лет.

Трехклассное городское училище означало 6 лет обучения.

В двухклассных училищах по русскому языку изучался синтаксис и ставился небольшой курс литературного чтения. Проходился полный курс арифметики. Курсы природоведения, физики, геометрии, истории и географии выделялись в особые учебные предметы.

С 1912 все городские училища преобразовывались в высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения.



Куда пойти учиться

Перед родителями юного вологжанина в 1913 году был выбор — куда отдать мальчика или девочку учиться.

Старейшее учебное заведение Вологды — мужская гимназия.

В гимназии давали классическое образование — закон божий, русский язык, латинский язык и «новые» (немецкий, французский, английский) языки, геометрия, математика, физика, история, география, а в старших классах — статистика, философия, юриспруденция (законоведение). Кроме этого, здесь обучали рисованию, музыке, пению, танцам, военной выправке, маршировке.

Среди предметов — логика, психология, космография, природоведение, гигиена.

Окончившие гимназию имели право поступления в университет и поступления на службу, с присвоением классного чина после 3 лет службы. Окончившие гимназию с золотой или серебряной медалью поступали на службу сразу с присвоением классного чина коллежского регистратора и с жалованьем около 45 рублей. (Средняя зарплата в ту пору — 37.50.)

А относительно доступности...

В гимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и. вероисповедания. (Правила для приема учеников в Вологодскую мужскую гимназию)

Да, за обучение нужно было платить, но не будем забывать, что подоходного налога в ту пору не было, а неимущих учеников от платы освобождали. Более того — существовало благотворительное «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Вологодской гимназии», которое выдавало пособия на покупку одежды, обуви, учебников. (Такие же общества были и при Мариинской женской гимназии, и при Александровском реальном училище).

И уровень образования!

«Абитуриенты сдавали экзамены и по латинскому языку, и по французскому, и по немецкому без словаря. Самая обычная процедура сдачи состояла в том, что экзаменуемый „с листа“, т.е. без предварительной подготовки, переводил устно два-три абзаца из раскрытой экзаменатором наугад книги на соответствующем языке».



К слову — высокий уровень образования Российской империи был общепризнан — после революции иностранная фирма, стремясь сделать себе рекламу, заявляла, что не менее 50 % инженеров у неё — русские.

Вертолет Сикорского, телевизор Зворыкина,

Авиаконструкторы Акерман, Ботезат, Григорашвили, Захарченко, Картвели, Струков, генетик Добржанский, дизайнер автомобилей Сахновский, инженер-кораблестроитель Юркевич... Десятки, сотни фамилий, нам неизвестных — инженеры русской выучки, высоко ценившиеся на Западе.




А путь в инженеры лежал через вологодское Александровское реальное училище — нацеленное на подготовку к получению технического образования. В отличие от гимназии с «классическим» образованием, существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности. Закон Божий, русский язык, один из иностранных языков, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение. В коммерческих отделениях увеличивалось число часов на изучение иностранных языков и вводилось письмоводство и книговодство.



Давало право поступать в высшие технические учебные заведения. С поступлением в университет было сложнее — разрешалось поступать на технические факультеты.

Но — для поступления в университет можно было сдать экзамен за курс классической гимназии.

В 1913 году доля поступавших в ВУЗы из «низших» классов достигала 50-80%. (Прежде всего — технические).

(продолжение следует).