Велодорожное

[Блогово]

Вот, например, пара ободов у моего велосипеда стоит около 190 долларов или в российских рублях примерно 5900 рублей. Это только колеса и не в России, где стоимость будет еще выше. Есть еще тормоза по 70 баксов за пару, каретка (от 45 баксов) и система стоимостью в 110 долларов. Все это вместе с другими прибамбасами тянет на многие тысячи рублей. Ремонт с заменой компонентов тянет на довольно крупные суммы. И это с учетом того, что мой велосипед относительно недорогой.

Компоненты моего байка прекрасны без преувеличения, они отлично выдерживают тяжести езды по нашим дорогам, но всему есть предел. Обода не вечны, они в любой момент могут дать слабину и изойти на «восьмерку». Постоянные встряски негативно действуют на трансмиссию, на втулки колес, на их спицы, на каретку... в общем, все это постепенно требует замены или, как минимум, переборки и замены отдельных частей. В итоге к стоимости велосипеда прибавляется еще стоимость его преждевременного ремонта. Преждевременного потому, что на наших местных дорогах все изнашивается гораздо быстрее, чем это могло бы быть в стране или городе с хорошими дорогами.

Но наши дорожники не стремятся сделать дороги лучше. Конечно, велосипедист не платит автомобильный налог, не покупает бензин и с него нельзя будет содрать плату за проезд по платным дорогам, которые хотят организовать в этой стране. Да, дороги — тема больная. Хорошие дороги просят автомобилисты, хорошие дороги просят даже те, у кого нет автомобиля. Хорошие дороги просят и те, кто просто ездит на общественном транспорте. К чему я?

А не пора ли и велосипедистам попросить, а, еще лучше, потребовать от администрации города нормальные дороги. Мы — кто перемещается значительную часть года на велосипеде, — не меньше страдаем от того, что у нас принято называть дорогами. Даже не мы сами, а наши механические друзья-товарищи. Нет никакой разницы, на каком велосипеде мы передвигаемся. Будь то велосипед с двумя подвесками или одной, жесткий, горный или дорожный. Все они получают овердозы встрясок и перегрузок.

Но мы далеко не по своей воле находим эти ямы на дорогах, не хотим трястись на лежачих полицейских и скакать через бордюры. Нам хочется ровной дороги под колесами и долгой жизни наших велосипедов. А весь текущий ремонт и обслуживание мы делаем сами, благо велосипед хорош тем, что при ровной дороге и адекватном владельце требует только смазки да настройки пару раз в сезон с заменой заведомо расходных частей. Но почему мы должны тратиться на ремонт и замену того, что проходило бы не один сезон, будь у нас ровная дорога.

Мы даже не просим много велопарковок. Они нам не нужны, если к ним нельзя спокойно доехать. Мы даже готовы выучить ПДД в отношении велосипедистов и ездить в шлемах, лишь бы было, где ездить. А пока ездить можно только в ограниченном количестве мест, до которых нужно доехать. Проводить соревнования и вовсе практически негде. В нашем городе нет ни одной специальной трассы, где велосипедисты могли бы без опасений проводить соревнования. Администрации же выгодно иметь возможность отчитаться о том, что в городе, нате вот, есть велоспорт (помимо всех прочих видов спорта).

Мы не хотим автобан в четыре полосы на каждое направление. Нам было бы достаточно ровной асфальтированной полосы длинной километров 15 по кругу. Пусть бы и въезд на эту полосу стоил каких-то денег, но велосипедисты туда потянутся и достаточно быстро окупят строительство. С минимальной инфраструктурой (стоянкой, велопарковкой, навесом от дождя) это будет очень популярное место, которое можно будет развивать.

Однако до сих пор (а количество активно катающихся в городе растет каждый год значительными темпами) никаких разговоров о чем-то подобном не ведется. Зато тротуары и дороги полны тех, кто решил вечером прокатиться на велосипеде. Страдают от этого не только сами велосипедисты, но и прохожие и водители. И каждый год, каждый велосезон мы убиваем свои велосипеды на ямах и колдобинах наших городских дорог, а после этого проводим внеплановый ремонт и про себя ругаем городское начальство за их безответственность.