Из Кириллова в Харовск через Вотчу

[Блогово]

Сколько у нас в области районных центров? Кажется — 26. Я был практически везде, кроме Великого Устюга и, кажется, Верховажья.

Как-то так повелось, что самым известным, после Вологды и Череповца, у нас стал Кириллов. Популярный объект туристических интересов, с хорошим набором экспонатов, находится в самом сердце национального парка «Русский Север». Это там у нас Горицкий женский монастырь, Ферапонтово с фресками Дионисия, там же гора Маура и много-много заповедных лесов с уникальной и в чем-то экзотической флорой. Казалось бы, Кириллов должен не просто процветать, а купаться в плодах своего статуса. И выглядеть должен бы соответственно.

Не далее, чем в субботу мы там были. Притчей во языцех стала уже давно дорога из Вологды в Кириллов. То есть, опять же, дорога, как бы, есть, но ее, как бы, нет. Ехать можно, но очень сложно. С некоторым опытом вождения и определенной долей смелости средняя скорость автоповозки будет держаться в пределах 90 км/час. Хотя, какое там — 90! 100 и выше можно без опасений держать лишь на коротких участках.

Весь остальной путь — это постоянное размышление о судьбе МакФерсона вашего авто: либо он жив, но ехать придется весьма долго, либо он сильно побит. По-моему, дорога в то, что называется «Северной Фиваидой», могла бы быть и ровнее. Представляю себе, что творится в голове у иностранных туристов, которых везут «на фрески Дионисия». У меня в голове была бы одна мысль: мы заблудились, где дорога?

А еще мы ездили, видимо, совсем не в то время, когда нужно ездить. На улице было холодно, пасмурно и совсем не весело. Видимо, от этого все жители и, в особенности, сотрудники монастыря стали пасмурными и неприветливыми. В общем, их и не было. Ни одного. Пара экскурсионных групп и все. Внутри монастыря жизни практически не наблюдалось. Все закрыто — не сезон. Закрыт даже музей, закрыта даже касса. И это в выходной день, в субботу. В общем, если бы мы были туристами и проезжали бы мимо, но решили заехать и посмотреть, где летом стоит побывать, у нас осталось бы совсем не положительное впечатление, как от дороги, так и от самого города. Летом Кириллов вполне себе ничего, но сейчас, весной, он ужасен. Неприветливый какой-то. Ну, да ладно.

На обратном пути меня заинтересовал поворот со знаком «Вотча, 14». Давно хотел узнать, куда же идет автобус «Вологда — Вотча» и узнал. Нет там никакой Вотчи. Два трехэтажных панельных дома, магазин типа ларек, почта, какое-то дымящее строение с трубой и все. Может, Вотча где-то спряталась или расположилась дальше, но дорожные указатели недвусмысленно намекали, что Вотча должна быть прямо тут и нигде более. Далее по дороге уже другие поселения. Может, мы не туда смотрели? Хотя, вот Вики говорит, что население Вотчи всего-то 22 человека. И все 22 человека, видимо, поселяются как раз в двух панельных домах. Интересно, чем они там занимаются? А вот дорога до Вотчи, все 14 км вполне сносная и даже позволяет держать уверенные 90 км/час, только на дороге много населенных пунктов, так что быстро проехать не получится, да и страшновато по узкой дороге. Местные автолюбители правил не знают. Из-за поворота вылетают по встречке. Страшно, что сказать.

В целом же только Ферапонтово оставило положительное впечатление, да и то не у меня. Поселком восхитилась Аня. Там и в самом деле можно найти приятное: все домашнее, содержится в относительном порядке. В музее на нас никто не косился и не ворчал. Для нас даже продлили работу выставки на полчаса да еще и просили не торопиться. Впечатление испортил только местный полисмен, с угрюмым и безэмоциональным лицом попросивший нас покинуть одну из экспозиций через черный вход, за которым на улице было море грязи. А сотрудники музея даже рассказывали нам об экспонатах. До фресок мы не добрались, да и не задавались такой целью.

На следующий день, проснувшись по утру, накормив завтраком себя и, конечно же, Ивановича, вдруг решили ехать в Харовск. Тут же совсем рядом. Меня к этой поездке давно подбивало. С одной стороны, я, как оказалось, в далеком детстве отдыхал там в санатории, а в недалеком прошлом несколько раз бывал в городе проездом. Некоторые достопримечательности мне, по сему, знакомы. С некоторых пор притчей во языцех стал «памятник Камню», установленный чуть ниже по улице то ли военкомата, то ли какого-то другого здание, военной, видимо, приписки. В общем, история памятника Камню такова: однажды (году в 2006-2007) мы с приятелем заночевали в машине в Харовске, а утром, чтобы скоротать время, пошли на осмотр местности. И вот недалеко от навесного моста через Кубену был обнаружен средних размеров гранитный валун (явно моренный), обнесенный цепями. Никаких надписей и пояснений обнаружить не удалось, от чего и повелось между нами его название — памятник Камню.

Ехать до Харовска можно долго, а можно и быстро. Дорога сравнительно неплоха, но могла быть и лучше. Начиная от развилки Устье-Харовск дорога больше похожа на серпантин — постоянно петляет из стороны в сторону при совсем небольшой ширине. Зато ближе к городу она превращается в некое подобие американских горок, и ехать по ней становится даже забавно. Местами захватывает дух на крутых поворотах, уходящих под гору. На всем пути густо расставлены знаки опасных поворотов и уклонов. На машине с мягкой подвеской неровности дороги неплохо съедаются, но все равно все трясется, а вот управлять машиной становится сложно, ведь иногда ямы на дороге замечаешь тогда, когда тормозить уже поздно (на харовской дороге это особенно актуально).

Въезжая в город, нужно быть готовым постоять несколько минут на переезде, но это компенсируется общим приятным впечатлением. Город не похож на провинциальный Кириллов. Здесь все достаточно ухожено, приятно глазу и вообще взывает желание переселиться сюда хотя бы на лето. Харовск не вызвал никакого угнетающего ощущения, даже не смотря на то, что день выдался еще хуже, чем предыдущий в Кириллове. При всей своей явной провинциальности, Харовск ею выгодно отличается, она ему идет. Вроде бы, небольшой городок, но это именно городок, а не большая деревня, как Кириллов. В нем деревенское почти без швов сочетается с городским, просто и изящно. Сложно сказать, в чем эта изящность, но впечатление сложилось именно такое. Харовск почти незаметно, начинаясь деревней, становится городом со всеми присущими атрибутами.

Вот такие разные города. Один — центр туризма в области, другой — простая железнодорожная станция с инфраструктурой и производствами. Я лишний раз убедился в том, что только тогда, когда город живет надеждой на самого себя, он будет привлекателен.

P. S. В следующий раз нужно не забыть взять с собой фотоаппарат, иначе очерки получаются слепыми.