Школьная форма

[Блогово]

Право одеваться, как удобно — одно из ключевых в жизни ребенка. Любое пособие для неопытных родителей рекомендует развивать самостоятельность, начиная с предоставления младенцу выбора ползунков. Кроме самостоятельности такая свобода дает толчок и к развитию эстетического чувства. Случаются и промашки, когда трехлетний малыш выходит на улицу в марте без шапки, что ж, это необходимый опыт, воспитывает ответственность и укрепляет уважение к маме, которая волшебным образом достаёт из сумки головной убор.



Вологда в очередной раз стала объектом эксперимента. Начальник городского управления образования публично заявляет о своей симпатии к школьной форме и требует от директоров школ срочно «что-то решить насчет формы», ссылаясь на 28 статью еще не вступившего в силу ФЗ об образовании. Очень рекомендую это полезное чтение, там в частности, установление формы отнесено к КОМПЕТЕНЦИИ, а не к ОБЯЗАННОСТИ образовательного учреждения. Т.е. школа ВПРАВЕ ввести форму решением органа государственно-общественного управления (советом школы, родительским комитетом), а никак не приказом директора.



В целом правовая ситуация со школьной формой такова:



1. Совет школы или иной орган управления ОУ имеет право, если пожелает, ввести школьную форму.



2. Субъект вправе ограничить школы в полёте фантазии, запретив паранджу или навязав деловой стиль. Ливанов даже выпустил путанный и противоречивый, зато политкорректный Модельный правовой акт субъекта РФ, в котором, на мой взгляд, необходимыми и достаточными являются 7 и 9 пункты.



Где в этой схеме распределения полномочий начальник управления образования г. Вологды Калыгин?



Не поверите, Калыгин там есть. Одной строчкой в письме Минобрнауки Ливанов рекомендует муниципальным чиновникам разъяснить школам, которые решат ввести форму, нормы Роспотребнадзора, чтобы дети не ходили целый день в низкокачественной синтетике. Не исключено, что родители и попечители посчитают, прослезятся и откажутся от своей идеи.



Роспотребнадзор должен будет учесть и вологодский климат. Не суждено взрослым дядям-чиновникам любоваться эстетически привлекательными старшеклассницами в гольфах и коротких юбках. Юбки нам совсем не по климату большую часть учебного года, а старшеклассниц не заставить ходить по улице в рейтузах, да и в школах нет достаточного количества раздевалок. Таким образом школьная форма — удар по здоровью нации. А мальчики? Взрослые дяди-чиновники, руководствуясь эстетическим чувством, заставят их ходить в брюках со стрелками и... кроссовках или сапогах, другая обувь по вологодским улицам не годится! Я уж молчу о верхней одежде мальчиков, я, как мама двух девочек, даже думать не хочу, как решить проблему торчащего из-под куртки пиджака.



Налицо превышение полномочий чиновниками вологодского образования и беспрецедентное давление директоров на органы самоуправления учебных заведений. С какой целью беспредельничают опять?



Да с той же, что и всегда. Лояльность по всей вертикали, для чего создаётся новый коррупционный механизм, замазывающий администрации школ.



Механизм внешне отдаленно напоминает установление порядка и заботу государства о лёгкой промышленности. Мотивации очень напоминают оправдания мэра Шулепова, когда его прижали с его подписью под грабительскими тарифами вологодской штрафстоянки. «Не нарушай!». Митинг граждан против коррупции был высокомерно назван властями «митингом нарушителей». Так и наших детей заранее записали в нарушители эстетического чувства чиновников, навязывая им форму, как автомобилистам — принудительную эвакуацию. Апологетам порядка следует помнить, что по законам экономики навязанная покупка даже теоретически не может быть ни качественной, ни недорогой.



Опыт человечества не знает такого беспорядочно-поголовного, как сейчас в Вологде, введения разнообразной школьной формы. В СССР, например, единая школьная форма дотировалась государством и была эстетически и функционально ужасна, по крайней мере для девочек, но соответствовала хоть каким-то потребительским нормам. Детей готовили в винтики социалистической системы, индивидуализм был не в почете. В лучших школах запада школьная форма строго обязательна, это цвета школы, часть ее истории, это символ гордости учеников, это работа лучших дизайнеров, это самые высококачественные материалы и функционально удобный крой, это выбор родителей, которые отправляют ребёнка в школу с традициями или в школу, где больше уважают свободу самовыражения.



Какие, к черту, традиции у средней муниципальной школы? Выполнять распоряжения начальства любой ценой, вот ее традиции. Даже прекрасный Вологодский многопрофильный лицей заказал совершенно безликую синтетическую черно-полосатую дорогую форму, ни в какой мере не соответствующую духу школы.



В начале 90-х, когда уважение к военным достигло в России исторического минимума, солдатам-срочникам разрешали покидать часть только в гражданской одежде. Отечественное образование по уровню уважения сейчас имеет намного больше общего с нашей армией начала 90-х, чем с элитными школами Великобритании, и пора «что-то решать насчёт содержания» в широком смысле.