Железнодорожная родословная

[Блогово]

Династия. Слово-то какое — основательное, стабильное. Надежное. На железной дороге династии — не редкость. Но вот такой многочисленной, как династия Цветковых — пожалуй, что и не встретишь. Пять поколений железнодорожников — это 28 человек, общий трудовой стаж работы на железной дороге которых составляет больше 740 лет!


Родоначальник этой славной семьи — Андрей Степанович Цветков. Он работал стрелочником еще в начале прошлого века. У них с супругой Прасковьей Алексеевной родилось четверо детей — сыновья Андрей, Анатолий, Николай и дочь Надежда. Железная дорога в судьбе каждого из них в той или иной степени стала значимой.

Старший сын, Андрей Андреевич Цветков, пошел по стопам отца — стал движенцем. Начинал с телеграфиста на станции Данилов, потом был дежурным по станции, начальником станции. Затем много лет работал поездным диспетчером Череповецкого участка. За 30 лет, отданных работе на родном Вологодском отделении, Андрей Цветков был награжден Орденом Ленина, знаком «Отличный движенец». Супруга его, Мария Николаевна, тоже всю жизнь работала на железной дороге — телеграфистом.

Поэтому не было ничего удивительного в том, что трое Цветковых — младших тоже решили связать свою судьбу со стальной магистралью. Правда, они стали локомотивщиками. Братья Олег Андреевич и Игорь Андреевич по много лет отработали машинистами паровоза, младшая сестра — Вера Андреевна — токарем в локомотивном депо.

Возможно, на них оказал влияние пример родного дяди — прославленного машиниста Николая Андреевича Цветкова. Фронтовик, первый на Северной дороге машинист-инструктор комсомольско-молодежной колонны, «отличный паровозник», Николай Андреевич не только сам посвятил всю свою жизнь работе на паровозах и тепловозах, но и «заразил» своей любовью трех своих сыновей и племянников.

Младший сын Николая Цветкова, Виктор Николаевич, вспоминает: «Мы с братьями Иваном и Сергеем всегда мечтали стать машинистами, как отец. Он и в поездки брал нас с самых ранних лет. Это так интересно — едешь в темноте, впереди огоньки, рельсы, а ты представляешь, как вырастешь и поведешь большой поезд. У каждого паровоза был „свой“ гудок — мы отцовский узнавали сразу же. Мама, Анна Ивановна, ставила греть обед и кипятить воду — отец из поездки возвращался черный, как шахтер, только зубы да глаза блестели». Анна Ивановна Цветкова тоже работала на железной дороге — сначала в НГЧ, а потом в локомотивном депо. Иван Николаевич, старший сын Цветковых, пошел по стопам отца, стал знаменитым машинистом, так же, как Николай Андреевич, возглавил комсомольско-молодежную колонну грузовых поездов. За свой труд был награжден орденом «Знак почета ».

Иван Николаевич и жену себе нашел под стать — из железнодорожной династии. Жили дружно, хорошо. Дочку вырастили. К сожалению, два года назад Ивана Цветкова не стало. Вдова Ивана Николаевича, Валентина Сергеевна и сейчас работает дежурным по станции Вологда-1.

Средний сын Николая Цветкова, Сергей Николаевич, работал машинистом в ПМС-113, сейчас на заслуженном отдыхе. Младший, Виктор Николаевич, медицинскую комиссию на машиниста по здоровью не прошел, но все равно стал железнодорожником — он и сейчас работает слесарем-электриком в ремонтном депо Вологда. Бок о бок с мужем трудится в депо и его супруга, Зинаида Александровна. Так что династия Цветковых продолжается. Уже четвертое поколение трудится на Северной дороге. Две дочки Виктора Николаевича также работают в локомотивном хозяйстве — Надежда— техником-расшифровщиком скоростемерных лент, Анна — распределителем работ.

Но это еще не все. У огромной семьи Цветковых еще две ветки — дочери основателя династии Надежды Андреевны и ее брата, Анатолия Андреевича.

Дети Надежды Андреевны — Лев Николаевич Кузнецов и Вера Николаевна Веденеева продолжили дело деда, пришли работать на железную дорогу. Лев стал машинистом, а дочь Вера — медсестрой в железнодорожной больнице. И супругов они выбрали себе под стать — Алла Николаевна Кузнецова много лет проработала в отделении дороги, а Адриан Николаевич Веденеев занял достойное место среди машинистов. И сын Кузнецовых, Евгений, тоже стал железнодорожником.

А вот Галина Анатольевна Цветкова (Берснева) выбрала себе необычную железнодорожную профессию — она стала диктором на вокзале, 15 лет хорошо поставленным голосом объявляла пассажирам о прибытии и отправлении поездов... Ее сестра Людмила с железной дорогой свою жизнь не связала, но, видимо, передала любовь к ней в генах — внук Людмилы Анатольевны, Владислав, представитель пятого поколения династии Цветковых, тоже стал железнодорожником — всего год, как он работает помощником машиниста электровоза в локомотивном депо Лоста.

Там же уже 25 лет трудится машинистом его родственник, Олег Олегович Цветков, внук Андрея Андреевича. Вот так, сплетается-расплетается причудливо история одной семьи с историей Северной железной дороги. Сейчас в разных предприятиях Вологодского узла трудятся восемь представителей славной династии.

А на подходе — новое поколение. Самому младшему праправнуку Андрея Степановича Цветкова — 2 года. Его назвали в честь прадеда Николаем Андреевичем. Может быть, он тоже станет прославленным машинистом, как прадедушка...