О рекламе ритуальных товаров в центре села

[Блогово]

Для начала выдержки из моей любимой книги: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города была тишайшей».

«... Это была приятнейшая из улиц, какие встречаются в уездных городах. По левую руку, за волнистыми зеленоватыми стеклами, серебрились гробы похоронного бюро «Нимфа». Справа, за маленькими, с обвалившейся замазкой окнами, угрюмо возлежали дубовые, пыльные и скучные гробы, гробовых дел мастера Безенчука. Далее «Цирульный мастер Пьер и Константин» обещал своим потребителям «холю ногтей» и «ондулянсион на дому». Еще дальше расположилась гостиница с парикмахерской, а за нею, на большом пустыре, стоял палевый теленок и нежно лизал поржавевшую прислоненную к одиноко торчащим воротам вывеску:

«Погребальная контора „Милости просим“.
Хотя похоронных депо было множество, но клиентура у них была небольшая. „Милости просим“ лопнуло еще за три года до того, как Ипполит Матвеевич осел в городе N, а мастер Безенчук пил горькую и даже однажды пытался заложить в ломбарде свой лучший выставочный гроб. Люди в городе N умирали редко, и Ипполит Матвеевич знал это лучше кого бы то ни было, потому что служил в загсе, где ведал столом регистрации смертей и браков».

(И.Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев»).



В отличие от описанного Ильфом и Петровым уездного городка N в нашем селе похоронных бюро не много, хотя люди умирают довольно часто.

Статистика — это такая штука, что любые цифры при желании можно интерпретировать по-разному. Когда требуется, например, доказать необходимость оптимизации системы образования и закрытия школ в сельской местности, акцент делается на одних показателях.

Пример? — Пожалуйста, вот документ, который называется так: «Перспективы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Усть-Кубинского муниципального района на 2011 — 2013 годы».

А вот и выдержка из него: «Население Усть-Кубинского района составляет 8,8 тысяч человек, из них проживает в сельской местности — 8,8 тысяч человек. Ежегодно смертность населения в районе составляет примерно 200 человек. На протяжении последних 10 лет смертность в районе превышает уровень рождаемости в 2 раза. За период с 2005 года по 2010 год численность населения в районе снизилась на 420 человек.»

Когда же надо продемонстрировать успехи в социально-экономическом развитии, то те же самые цифры обыгрываются несколько по-другому. По данным, взятым из официального источника — с сайта Усть-Кубинского муниципального района («Информация о социально-экономическом положении Усть-Кубинского муниципального района за 2011 год») ...«в 2011 году в районе родилось 125 детей (в 2010 году — 105 детей). Количество умерших за этот же период составило 173 человек, уровень смертности составил 91 % . Естественная убыль населения составила 48 человек».


Правда, цифры немного разнятся с данными другого документа, который также опубликован на этом же сайте. Это презентация, которая была подготовлена для годового отчета Главы района.


Читаем: «По данным Усть-Кубинского территориального отдела ЗАГС уровень рождаемости в 2011 году повысился на 29,5%, родился 101 ребенок (последний раз такой показатель был в 2003 году). Показатель смертности к уровню 2010 года снизился на 13% и составил 168 человек».


Каким из этих цифр верить, сказать трудно. Но дело даже не в этом, тем более, что разница не слишком велика. Но дальше в упомянутой презентации стоит фраза, которая говорит о многом:"Демографическая ситуация в районе остается стабильной. За последние 10 лет не наблюдается резкого увеличения смертности«. Правда, здорово написано: «не наблюдается резкого увеличения смертности»? — Все дружно радуемся этому факту.


Ну, а написать эту статью меня заставило открытие нового магазина в самом центре села Устье и появление рекламных плакатов на его стенах. Огромные, во всю стену старых торговых рядов объявления, которые вы видите на снимках, появились вчера.

Да, все мы смертны и в селе нужен магазин ритуальных товаров. Тем более, что такая высокая смертность. Но как-то не очень уж приятно видеть в самом центре села такой плакат на черном фоне. И остальные-то эти новые рекламные баннеры не украсят площадь, но такая огромная реклама гробов, памятников и оградок совсем не нравится. Тем более, что рядом висит ещё и радостная надпись — «Мы открылись!»

Понятно, что хозяин магазина заинтересован в продаже, и он, как мастер Безенчук, выставляет гробы «с кистями и с глазетом» и рекламу своему товару поэтому делает. Но ведь есть и местные власти, которые должны бы как-то среагировать на появление подобных баннеров.


На мой взгляд, вполне достаточно небольшой вывески на дверях магазина, раз уж другого места, кроме, как в самом центре, для него не нашлось. Село совсем небольшое и появление новой торговой точки не останется незамеченным жителями и без таких огромных плакатов. При необходимости можно и объявление о таком важном событии, как открытие этого магазина, в местной газете на последней страничке опубликовать.



Впереди лето; в Устье приедет огромное число отдыхающих, и, мне кажется, что не дело встречать гостей таким «украшением» на самом видном месте.