Печи и двери дома Витушечникова

[Блогово]

Дом Витушечникова

Набережная VI Армии, 131.

На прошлой неделе вспоминали, что в литературе упоминаются печи дома Витушечникова и у меня спросили — почему я до сих пор там не была. Сегодня была. :-)



Сейчас здесь размещается центральная больница Вологодского района.

Виновна — пользуясь сложной системой незапертых дверей, в бахилах и с вещами в руках — беспрепятственно прошла к центральному помещению второго этажа с роскошными печами и дверьми, которое оказалось столовой для больных.



Цитата из Г.К.Лукомского «Вологда в её старине»:

"Дом купца Витушешникова — огромный, украшенный фронтоном, особняк с двумя флигелями по краям обширного участка на Дмитриевской набережной; ныне это здание Губернской Земской Управы почему и рассмотрим это соружение в настоящей главе.


Но не только по своему теперешнему предназначению, и по характеру строения дом едва ли был бы похож на жилое помещение наших дней. Но когда-то это был особняк богатого видного купца. В этом именно доме останавливался в 1824 году Император Александр I. Построенный в 1822-23 годах,* дом представляет собою отличное здание эпохи классицизма. Правда, несколько сухое выполнение деталей да пожалуй и плоское, робкое выполнение всех форм указывает на то, что мастер был не первоклассный. Наличники (фронтонные) второго этажа совсем плохи: они зажаты пилястрами; окна чрезвычайно удлинены; балконная решетка, кронштейны, орнаменты в ромбах и капители выполнены хорошо. Карнизы неудачны, особенно во фронтоне.



* Что видно из записок одного члена семьи Витушешниковых, напечатанных в газете «Вологодский листок», за 1912 г. от 31 августа, № 438. «Император Александр I в Вологде». Кстати, дом был прежде двухэтажный; но при переходе в собственность Губ. Земства он подвергнут был перестройке.


Внутри дом не обладает особо примечательными interieur’ами, которых можно бы ожидать. Лестничная клетка тесна, не развита парадно, и в доме только один зал.


Кабинет председателя Губернской Земской Управы — когда-то спальная комната Императора Александра* украшена плафоном (работы Скотти?).


* Кстати по поводу пребывания в этом доме Александра I существует следующий рассказ. По окончании молебствия, Император изволил отправиться в квартиру, приготовленную для него в доме Бургомистра 1-ой гильдии купца Витушешникова. Государь ехал через рынок по Кирилловской улице, на Красный мост и по набережной. На крыльце был встречен хозяином дома с хлебом и солью. Тут же гражданский губернатор имел честь подать ему рапорт. В этот вечер только генерал-губернатор и гражданский губернатор удостоились чести лично разговаривать с Государем. Получив благодарность, они откланялись. Ночью, когда уже все спали, Император, оставшись один, оперся случайно на столик, поставленный около его кровати и заметив, что он качается, отпилил ножку собственноручно. Государь приказал своему камердинеру передать хозяевам дома, — что «это сделал он в память своего у них пребывания».

Витушешниковы до сих пор хранят, как драгоценность, и этот столик, и пилу, и даже опилки."





Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Одна из дверей со стороны коридора.

Дом Витушечникова



Дверь из помещения.

Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Лестница действительно «парадно не развита» — именно она ведет на 2 этаж. Те, что расположены дальше — пристроены позже.

План 1 этажа:

Дом Витушечникова



И немного фасадов.

Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Дом Витушечникова



Источник: Фехнер М.В. Вологда. М., 1958:

"Наиболее значительным из построенных в эти годы каменных жилых домов является дом № 20 на Краснофлотской набережной. В 1822 — 1823 гг. богатый сахарозаводчик Витушечников, живший еще по старинке одной семьей с женатыми сыновьями, заново отстроил очень большой дом и богато отделал его.


Объемная композиция здания с трехчастным делением и мезонином над центральной частью сильно пострадала от надстройки третьего этажа над боковыми крыльями и пристроек к дворовым ризалитам[В конце XIX в. при переходе дома к Земской управе].Хорошо прорисованы детали главного фасада: коринфские капители пилястр, лепные ромбические вставки, кронштейны и решетки балкона.


Главная художественная ценность интерьера дома — несколько белых изразцовых печей, сохранившихся нетронутыми с момента первоначальной отделки помещений. Поставленные на цоколь, обработанные коринфскими пилястрами, завершенные карнизом и аттиком, они являются элементом декоративного оформления парадных комнат. Прекрасно выполнены крупные украшающие печи рельефные изразцы цвета слоновой кости с изображением мифологических сюжетов.
Маленький амур, в раковине-колеснице, правит квадригой коней; молодая женщина в античном одеянии стоит среди лежащих у ее ног снопов. Очень эффектны высокие двери всей анфилады залов и гостиных. Они выполнены из красного дерева, украшены золоченой орнаментальной резьбой и контрастируют со светлой окраской стен".