Перспективы вологодского туризма ( размышления по итогам выставки)

[Блогово]

Вспоминаю далекий 2001 г. и 1 ярмарку «Ворота Севера», посвященную развитию туризма, где наша организация была участником. Вспоминаю неоправданно высокие цены на аренду экспозиционных площадей, чванство служащих Русского Дома, которые тогда считали, что делают для участников большую милость, разрешая им за их же деньги демонстрировать свои программы, и самое печальное- полное отсутствие интереса к выставке у вологодской публики.

Именно поэтому в последующее десятилетие я в ней не участвовал, однако проблемами туризма в области занимался детально. 8 лет жизни было отдано подготовке, в рамках Гуманитарного факультета ВоГТУ, специалистов по туризму. И вот в минувшую пятницу, после значительного перерыва, я снова посетил туристическую выставку.

Сначала о позитиве. Районы области порадовали буйством красок народных костюмов, демонстрацией образцов промыслов и ремесел. Все как один, зазывали в гости и предлагали многочисленные программы. Стоить заметить, что большинство маршрутов пока еще очень сыро и требует существенной доработки, но, как известно, в большом деле уже само желание- великая заслуга. А такое желание ( развивать туризм) у районов есть.

Сложнее дело с городами. Порадовал Череповец, который привез интересную презентацию, выполненную силами музыкального коллектива под руководством Ю.М. Цепелева, интересно смотрелась экспозиция Сокольского музея, где была показана провинциальная коммунальная квартира советского периода.

Традиционно нарядно было на стенде Тотьмы. На этом список, увы, заканчивается.

Вологда не снизошла до выставки, дескать, мы не нуждаемся в такого рода рекламе, да и правильно, что есть — все знают, а новенького вологодский музей-заповедник ничего пока не создал.

Теперь о негативе, к сожалению, его больше.

Это унылые лица немногочисленных сотрудников вологодских турфирм, скучающих у своих пустых стендов, пахнувший нафталином и еще какой-то гадостью халат Деда Мороза, убогие, если не сказать удручающие по скудости стенды профильных факультетов, которые по идее должны здесь на выставке проводить агитационную работу и приглашать будущих специалистов в сфере туризма получать образование.

Вместо этого у стендов сидели несмышленые девочки, которые не могли двух слов связать при ответе на вопрос. Правда среди посетителей (почему то) была замечена заведующая кафедрой сервиса и туризма ВоГТУ Л.Ф.Гостева. Именно она ответственна за провал образовательной экспозиции. И вправду сказать, какого туристического креатива можно ждать от пенсионерки с дипломом филолога и кандидатской степенью по марксизму-ленинизму. НИКАКОГО! Надеюсь при реформировании наших вузов Лидию Федоровну с почетом проводят на заслуженный отдых.

Мелькали на выставке и официальные лица. Господин Шулепов даже отметился несуразным постом, где фантазировал об успехах туризма в г. Вологде, хотя все знают, что никаких успехов нет и в помине, о чем ему тут же напомнили в комментариях.

Не было на выставке серьезного информационно-краеведческого отдела. Я говорю не о дежурных буклетиках с картинками, а о серьезной краеведческой литературе, которую должны были представить специалисты. Может нет этого? Да нет, есть: и литература издается и специалисты в наличии — целый краеведческий отдел областной библиотеки, но организаторы об этом не думают, ведь во главу угла поставлено шоу с выходом под разудалый мотив «раз портянка, два-портянка». Именно поэтому Вологда в прошлом году утратила проект «Дипломатическая столица России», поэтому закрыты музеи Батюшкова и Можайского.

Городская культура, она сложнее деревенской, изучать повседневность провинциального города, чтобы воплощать потом данные в интересных городских программах значительно труднее, проще все свести к лаптям и валенкам. Кстати, если бы не было мастера — умельца Коли Сайкина, не было бы и валенок, как не было бы гончарного промысла без Феньвеши, Холщагина и других мастеров. У всех их одно общее свойство- они индивидуалы-частники, те самые, кого наше родное государство гнобит повышением налогов и кошмарит отчетностью.А именно частную инициативу в сфере туризма следует поддерживать!

Какой самый эффективный проект в области? Дед Мороз, отнюдь нет. Это Сизьма, программа, возникшая по частной инициативе и существующая без какой либо государственной опеки. В области, кстати, активно развивается сельский туризм, но он не был представлен на выставке. А жаль!

Подведем итоги, все по прежнему, как и не было десяти лет...хотя нет, районы все таки изменились и теперь они находятся в авангарде развития туризма в области.