Как священник Шаламов Ленина прославлял

[Блогово]

Биографы, ставшего знаменитым после своей смерти, вологжанина Варлама Шаламова, как правило, весьма лаконичны в характеристике отца литератора, указывая, что он был православным священником и миссионером в Америке, человеком честным, принципиальным и привил эти качества своим детям.

Биографы скромны в описании деятельности Т.Н. Шаламова после революции и не напрасно. Деяния отца Тихона в этот период были весьма неоднозначны. Дело в том, что он являлся активным обновленцем.

«Живая церковь» или «обновленчество», которую с полным основанием согласно православным канонам можно охарактеризовать как «ересь», получила распространение после революции. Цель реформаторов была благая и соответствовала принципам протестантизма. Предполагалось приблизить церковь к народу, сделать служение более понятным прихожанам, перейти на новый Григорианский календарь (новый стиль). Как известно, после 31 января 1918 г., сразу наступило 13 февраля, из-за чего мы имеем 2 Новых года и 2 Рождества.

Обновленцы, вслед за прочими христианским церквами, отказывались от Юлианского календаря и убирали путаницу в исчислении праздников. Обновленцы настаивали, что епископат церкви не должен состоять только из монахов. Надо дать дорогу туда активным приходским (женатым) священникам. Были и еще совершенно здравые реформаторские предложения у «обновленцев» и одно время их движение имело успех.

Но, в своем стремлении завладеть умами прихожан, раскольники, (а это именно так, единству РПЦ был нанесен страшный удар) совершили ошибку. Они пошли на сотрудничество с Советской властью и внутренними органами. Патриарх Тихон, предавший обновленцев анафеме, был поддержан верующим населением, традиционно выступавшим за «старину».

Советская власть, видя, что авторитет «обновленцев» падает по существу предала своих религиозных союзников и в середине 30-х годов «Живая церковь» почти повсеместно прекратила существование. Последние очаги «обновленчества» погасли со смертью подвижников этого направления.

В Вологде в 1923 г. «обновленчество» принял даже епископ. Был создан епархиальный совет, активным членом которого и был уже к тому времени физически слепой Тихон Шаламов. Несмотря на это, он выступал на заседаниях, яростно продвигал и отстаивал «обновленческие» интересы.

Ему помогал молодой тогда священник Пятницкой церкви отец Иоанн Мальцев ( в миру Иван Николаевич). В последствии он будет изгнан прихожанами с прихода, переедет в Череповец и будет там обновленческим епископом. В 1944 г. он был прощен и назначен в Вологду вторым священником в приход . В январе 1945 г. в Ленинграде будущим патриархом Алексием I (Симанским), с которым по некоторым данным был знаком еще по Череповцу, где они конкурировали в 20-х гг. за паству, Мальцев пострижен в монахи с именем Иустин, а через 3 дня рукоположен епископом Вологодским и Череповецким. Разумеется без одобрения органов все это было бы невозможно.

Но это уже другая история, а сегодня нас интересует некий текст, подписанный в том числе вышеназванными Т. Шаламовым и И. Мальцевым: Вот красноречивая выдержка из него: «Вологодской епархиальное управление выражает глубокое гражданское горе по поводу смерти уважаемого Владимира Ильича-друга и освободителя родного народа от цепей социального рабства, невежества и нравственной дряблости. Оно скорбит о смерти того, кто вел человечество в светлое царство международной братской солидарности, в царство труда и свободы. Да будут священны для всех народов великие социальные идеалы, одушевлявшие покойного Ильича в течение нескольких десятилетий... Его образ да будет на нашей земле живым уроком того, как надо служить своему народу и человечеству».

И это подписали, люди своими глазами наблюдавшие геноцид большевиков против РПЦ, физическое уничтожение тысяч православных, разграбление храмов и монастырей. Ленин, как известно, играл в этом процессе руководящую и направляющую роль.

Чем же тогда объяснить этот подобострастный некролог?

Ничем иным, как предательством со стороны «обновленцев» православной веры. Не удивительно, что их движение не выдержало проверки временем.

Несколько слов добавим о сыне Тихона Шаламова, Варламе. Он был воспитан отцом не в духе традиционного православия, а в огне революционного духовного преобразования. Пример отца стал для Варлама эталоном поведения и жизненным проклятием. В своей «Четвертой Вологде» он ненавидит родной город и некоторые пассажи книги наверняка были услышаны в многочасовых беседах с отцом. Но это тоже другая история.

Сегодня, когда научное краеведение стало подменяться лакированным под нужды власти плагиатом, когда некрещенного Рубцова объявляют православным прозорливцем, атеиста Варлама Шаламова «за уши притягивают» через папашу-раскольника к православным корням, когда говорится о вере там где её не было и замалчиваются многочисленные примеры истинного подвижничества во Христе, только потому, что они не угодны современной архиерейской политике, сегодня говорить правду о том что было- крайне необходимая задача.

Тем кто не поверил, советую прочитать в полном объеме нижеприводимый отрывок из горячо любимого «Красного Севера» за 26 января 1924 г.

Благодарю вологодского историка церкви М.Ю. Хрусталева за ценные консультации по теме.