Кириллов (часть 1)

[Блогово]

Основная и единственная достопримечательность Кириллова — это Кирилло-Белозерский монастырь, являющийся музеем-заповедником (часть территории принадлежит РПЦ и туда просто так не пускают). В эту поездку не удалось тщательно исследовать музейные фонды, т.к. время поджимало, поэтому пришлось ограничиться прогулкой и изучением архитектуры.



Общий вид:



фото не мое, а из Википедии





Для получения краткой исторической справки можно почитать Википедию, однако там так много фактов, что черт голову сломит. У меня нет цели рассказать про весь монастырь — это тянет на хорошую монографию, так что ниже будут мои впечатления и немного полезной информации.



Итак, монастырь был основан сподвижником и учеником Сергия Радонежского Кириллом, происходящем из богатой боярской семьи, в 1397 году как опорный пункт Москвы в борьбе с Новгородом. Располагающийся на важных торговых путях (р. Шексна и Вологодская дорога, соединяющая Москву с северными землями), поддерживаемый московскими князьями и боярами, которые вкладывали деньги, земли и прочее, монастырь очень быстро стал экономическим и культурным центром. Порядки, заведенные Кириллом были очень строгими — жесткий устав, все действия проводились по старшинству, вся переписка проходила через руки Кирилла. Фактически армейская дисциплина.



Первая деревянная постройка — Успенская церковь (по образу и подобию Симонова монастыря, в котором был пострижен Кирилл), позже, после пожара, на ее месте был выстроен каменный храм. Произошло это приблизительно в конце 15-го века.



Справа виден ее фрагмент. К сожалению, вокруг всё в лесах, поэтому нормальных кадров из этой поездки нет.







Вот как это выглядит сейчас:







Кусочек декора:







И ещё кусочек:







А вот как это выглядело в мае прошлого года (фотографировал мой муж):







В период борьбы нестяжателей и иосифлян (конец 15-го — первая треть 16 века) обитель была идеологическим центром нестяжателей, их влияние было настолько велико, что за тот период монастырь не приобрел новых земель и даже бурное строительство приостановилось. Однако в итоге нестяжатели были объявлены еретиками, а монастырь взял курс на преумножение богатств.



Монастырь часто посещали князья и бояре, ездившие сюда на богомолье. Василий Темный, давший после ослепления клятву не искать больше московского престола, приезжал сюда, чтобы игумен снял с него это обязательство для продолжения борьбы.



Василий 3 со своей женой приезжали сюда молиться о даровании наследника, которым стал Иван Грозный. Позже он пожертвовал монастырю колоссальную сумму денег, считая, что именно молитвам монахов обязан своим рождением.



На вклад Ивана 3 была построена церковь Архангела Гавриила, которую исследователи сравнивают с ферапонтовской церковью Благовещения и считают их построенными одним и тем же мастером. Правда, ферапонтовский храм гораздо воздушнее и изящнее, чем кирилловский.







При Иване Грозном в монастыре происходило бурное каменное строительство, после этого вплоть второй трети 17-го века в обители больше ничего не строили.



Надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572) с фресками в арках ворот.







4х-скатная кровля относится к 18 веку, как и барочная форма главы. Раньше переход к барабану выделялся кокошниками. Плюс изначально у храма было 2 главы, сейчас это заметно по асимметрии оставшейся — двуглавие не характерно для Древней Руси, хотя исследователи относят эту черту к местным особенностям.



Количество декора увеличивается к верху здания, таким образом подчеркивается большая устойчивость здания снизу, где ворота и проход на территорию, и большая легкость и нарядность верхней части здания.



Фрески в жутком состоянии, смотреть больно.















У росписи очень сложная иконографическая программа, как пишут исследователи, «центральное место занимают изображения Божества в различных ипостасях (Троица, Саваоф, Христос, Св. Дух) и Богоматери, а также Креста и Небесных Сил. Особую группу составляют композиции, отражающие, как справедливо было замечено, посвящения престолов монастырских храмов. Наконец, множество единоличных изображений составляется также из групп фигур, представляющих различные лики святых, — святителей, св. диаконов, преподобных. Особую группу среди них образуют московские, новгородские и местные (белозерские и вологодские) святые. Сказанное позволяет заключить, что одним из важных аспектов росписи был репрезентативный, обусловленный вполне понятным желанием представить входящему образы своих храмовых праздников, своих святых, своих ктиторов в лице их небесных покровителей и даже чтимые святыни.»



На потолке сохранность получше и цвета поярче:











Во время польско-шведской интервенции монастырь устоял, однако окрестные вотчины были разграблены и разорены, что нанесло огромный урон монастырскому хозяйству. Строительство было возобновлено ближе к середине 17 века, тогда же возвели новые крепкие стены, и монастырь стал форпостом на торговых путях к Белому морю и крепостью, играющей важную роль в спорах со Швецией, которые в итоге были разрешены гораздо позже и совсем в иных местах, так что, начиная с 18-го века его значение постепенно падает.



Монастырь производит колоссальное впечатление мощностью и величием своих стен. По тем временам это была действительно могучая крепость, соединяющая в себе суровые силуэты и технические новшества с выразительным украшением не только одних церквей, но и других строений, сохранявших строгость линий и деликатную красоту.



Перспективный портал:







Окошки. На всех ярусах разные:







Ещё окошки:







Галерея Нового города.







И снова окошки:







продолжение следует...