Ферапонтово

13.01.2013 [БлогоVO]

В минувшие новогодние каникулы удалось на несколько дней съездить в Ферапонтово и Кириллов, под катом 1 часть отчета о поездке.



Более-менее подробная историческая справка есть в Википедии, к ней могу добавить, что монастырь был создан по образу и подобию московского Симонова монастыря, в котором были пострижены и Кирилл, основатель Кирилло-Белозерского монастыря, и его сподвижник Ферапонт, основавший данную обитель. Ферапонт пробыл игуменом около 10 лет, затем был отозван в Можайск, где основал Лужецкий монастырь и больше в Белозерье не возвращался.

До конца 15-го века все постройки монастыря были деревянными, каменное строительство началось после сильного пожара, произошедшего приблизительно в 1488 году. В дальнейшем каменное строительство возобновилось в середине 17-го века и во время ссылки в Ферапонтов монастырь опального патриарха Никона, по повелению которого были построены «кельи многие житей с двадцать пять».

С конца 17-го века монастырь постепенно приходит в упадок, в конце 18-го века его упраздняют и только в 1904 году открывают вновь, но уже как женский монастырь. В 1898 годуБриллиантов обнаруживает фрески работы Дионисия. Однако так получилось, что формирование музея и реставрация фресок началась лишь после 1975 года.

Ворота и надвратные храмы — Богоявления и Ферапонта — завершаются пологой четырехскатной кровлей, а не традиционными закомарами и кокошниками. Шатры несут декоративную функцию, они не связаны с внутренним пространством. Ещё из декора — лопатки и орнамент.


(снаружи)

(внутри)

Вид на внутренние постройки. В центре виден кусочек храма Рождества Богородицы.


Храм Рождества Богородицы — второй на севере монументальный каменный храм. Ещё кусочек:



Деревянный предок этого храма был первой постройкой на территории монастыря, а в камне он был сооружен около 1490 года. Пишут, что храм был построен за год.

Вид с севера:



Восточная сторона с апсидами. В центральной — алтарь с изображением Богородицы, в северо-восточкой — жертвенник, в конхе изображение Иоанна Предтечи, в юго-восточной — дьяконник и св. Николай Мирликийский.



Декор апсид:



Считается, что храм был сооружен ростовскими мастерами. 4-хскатная кровля относится к 19 веку, под ней скрыты закомары и кокошники, которые ещё сильнее подчеркивали стремление вверх. Форма главы относится к 18 веку (барокко).



Храм окружает крытая паперть-галерея. Подобные пристройки были характерны для псковского зодчества 15-16 вв. Ещё одна конструктивная особенность храма — размещение главы в центре всего объема, включая апсиды. Следствием этого является смещение столбов к алтарной стене и, следовательно, уменьшение восточных прясел на боковых фасадах. В результате наружние пилястры не совпадают с внутренними опорами и являются исключительно декоративными.

С юга к храму Рождества Богородицы пристроена церковь Мартиниана (был настоятелем монастыря после Ферапонта), построенная над его могилой. Дата возведения церкви — 1641 год, строили местные мастера.



Внутри лавка с сувенирами, книгами, касса и небольшая экспозиция икон, сохранившиеся росписи и резной деревянный иконостас 19-го века.

От храма Рождества Богородицы идет крытый переход к трапезной и церкви Благовещения, в центре в переход встроена колокольня. Переходы были сломаны и заново отстроены в 18 веке, а церковь Благовещения была возведена в 16 веке. В трапезной сейчас экспозиция крестьянских предметов быта — огромное количество Вологодских и Северодвинских прялок, ткацкие станки, различная утварь, одежда, вышитые рушники и многое другое.

Общий вид:


Церковь Благовещения:



Трапезная:



Церковь Благовещения вместе с храмом Рождества Богородицы являются самыми красивыми зданиями в ансамбле Ферапонтова монастыря, но если храм Рождества Богородицы большей частью скрыт за пристройками, из-за чего в полной мере насладиться его изяществом не получается и остается любоваться зримыми деталями без видимой полной картины его архитектуры, то церковь Благовещения можно видеть целиком без купюр. Отсутствие апсид, 3 ряда кокошников и удлиненный барабан подчеркивают ее изящный вытянутый по вертикали силуэт. Пилястры тоже акцентируют внимание на устремленности ввысь. Легкость и тонкость усиливается по контрасту с массивным строением трапезной, которое кажется даже более тяжеловесным рядом с церковью, чем если смотреть на него отдельно.

А вокруг Ферапонтова монастыря красивейшая природа, озера, тишина и покой.



Источник: look-n-live
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика