Ферапонтовские воспоминания. Над вечным покоем

[Блогово]

Ферапонтово — село на Вологодчине, прославленное на весь мир (знакомый со списком Всемирного наследия ЮНЕСКО) тем, что там есть монастырь, где в древнем соборе Рождества Богородицы сохранились фрески работы знаменитого мастера Дионисия «с чадами» (с сыновьями — Владимиром и Феодосием), — всего около 600 (!) квадратных метров...







Монастырь зажат между двумя озерами — Бородавским и Паским. По преданию, это место выбрал себе для основания обители Ферапонт — сподвижник Кирилла, основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Озера эти чудные, гладкие и спокойные... Даже сейчас.







Интересно, что монастырь строился изначально по образцу московского Симонова монастыря, где Ферапонт (а в миру происходивший из знатной семьи Поскочиных) принимал постриг. В 1409 году здесь была выстроена первая деревянная церковь. А вот дошедший до нас каменный ансамбль — дело рук другого выходца из знати — игумена Иоасафа, в миру князя Оболенского. Иоасаф был сослан сюда после ссоры с Иваном III, и приехал в то время, когда обитель почти полностью выгорела... Этому приезду плюс пожару мы и обязаны чудным ансамблем древних храмов.







Дорога к монастырю от парковки и гостиницы идет по деревянному мостику через речку, и это очень здорово, потому что сначала видишь его целиком и издалека.







От мостика — как будто нарочно так задумано — подъем вверх, где тебя ждут два маленьких шатра надвратной церкви Богоявления и Ферапонта.







На нее отовсюду тянет смотреть, запрокинув голову...







А вид из арки Святых ворот — такой, что невольно останавливаешься.







Вход в музей — простой и даже не сразу заметный.







Когда мы там были, фотосъемка внутри была вообще запрещена. Сейчас вроде бы разрешена, говорят, но за очень большие деньги. Так что мы ограничились покупкой книг и тайком ничего не снимали, тем более, что за этим следили бдительные тетушки. Вообще же я, как очень слабый знаток фресок, могу только сказать — когда заходишь внутрь собора, хочется не разглядывать конкретно каждую фреску (да еще под трескотню типа «посмотрите туда, посмотрите сюда»), а просто скользить взглядом по стенам, ожидая, за что он зацепится особо... И так там можно провести очень много времени...



Снаружи, когда снова выходишь, сохраняется та же тишина и благодать. Уходить из монастыря упорно не хочется — можно пройти вдоль стен, вокруг храмового ансамбля, который с каждой стороны смотрится по-разному...







...найти маленькие воротца — этакий черный ход...







...и даже вот такую ненужную табличку, отставленную в сторону:







И вправду, какой пожарный водоем, когда кругом озера. По легенде, когда в Ферапонтово жил опальный Никон, он очень капризничал и, в частности, потребовал, чтобы на озере насыпали остров в форме креста, что и было сделано. Я на снимках из космоса смотрела-смотрела на озера, крест не нашла. Размыло, что ли...







Когда мы были в Ферапонтово во второй раз, то прожили в местной гостинице почти неделю и, верите ли, практически не фотографировали. Просто бродили по монастырю и селу, вокруг озер и наслаждались какой-то удивительной здешней тишиной и покоем, затягивающими тебя с головой. Еще одно место, которое можно было бы назвать «Над вечным покоем»... Незабываемое и светлое. Я совершенно серьезно — это правда.