Сильный классический университет

[Блогово]

Что не помешало бы моему городу, моей Вологде? А вот что. Сильный классический университет. Наверное, это самое главное, что нужно городу сейчас. Предваряя зависший в воздухе вопрос — ни в коем случае я не поддерживаю политику кремлёвской верхушки по закрытию/объединению/переименованию ВУЗов. Как все понимают, от этого вред один. Вред называется распил денежных средств, плюс создание видимости какой-то работы, плюс длинный список конкретного вреда в разных конкретных случаях.



Если положа руку на сердце, минус всех современных технических-педагогических-молочных академий-..., существующих в городе, в том, что их уровень за последние годы упал и снижается. В чём вычисляется объективный уровень ВУЗов? Совершенно точно, что ни в министерских рублях, квадратных метрах и проходных баллах ЕГЭ. Объективный уровень ВУЗа связан со следующими параметрами.



1. Научные кадры. Количество защищённых докторских диссертаций преподавателями ВУЗа в год. Сразу ограничение: докторских наивысшей пробы. Вовсе не таких, когда защищаются с весьма слабыми работами через знакомые советы по принципу «ты мне, я тебе». И тем более не когда дают профессора кандидату наук по совокупности заслуг при поддержке администрации ВУЗа, и тут же открывают у него аспирантуру. А когда всё максимально жёстко, ты открываешь новое направление в твоей науке и держишь удар.

1+. Количество (в год) статей в иностранных научных журналах, сборниках. Количество (в год) международных конференций, проведённых ВУЗом.



2. Количество дочерних исследовательских структур ВУЗа. Есть кафедра, а что она умеет делать кроме того, что читать утверждённые 20 лет назад курсы? А вот что. При ней существует с десяток советов при администрациях, исследовательских, проектных, природоохранных, образовательных и т.п. организаций, просто фирм в конце концов, которые в своей деятельности опираются не на знания 20-30-летней давности, сообщённые им преподавателями кафедры, а на последние их результаты. Получен результат, изобретение, ... — тут же реализуется.



3. Работа с кадрами. Каким образом происходит поиск талантов, будущих учёных, со школьной скамьи? Сколько систем разных олимпиад по предмету, от массовых до элитных, а также конкурсов, командных турниров, ... проводится каждой кафедрой? Сколько — с её помощью (составление заданий, проверка работ, ...) образовательными организациями региона? Как мотивируются сильнейшие школьники для поступления по специализации кафедры? Какова система бонусов у сильнейших студентов в направлении занятий наукой и преподавательской деятельностью? Чем отличается эта система у старших и младших курсов? На каком году обучения происходит выбор кафедры? научного руководителя?



4. Сколько существует на каждой кафедре курсов по желанию, факультативов и т.п., не входящих в блоки спецкурсов, из которых студент должен хотя бы что-то выбрать? Какова посещаемость и продолжительность существования этих «абсолютно необязательных» курсов? Каково количество результатов, полученных студентами по итогам участия в необязательных курсах?



5. Оценка обществом деятельности университета. Насколько более высокооплачиваемыми и престижными являются профессии и конкретные рабочие места, которые занимают выпускники ВУЗа, по сравнению с «средней температурой по больнице», то есть по региону?



6. Бытовая сторона. Качество жизни в общежитиях: психологический климат, бытовые условия, возможность из комнат в общежитиях пользоваться электронными библиотеками. Размер стипендии и льгот. Количество клубов, секций и т.п. по интересам, общеуниверситетских и при каждом факультете. Количество имеющих поддержку (не ниже 5%) абсолютно необязательных ВУЗовских и факультетских мероприятий.



7. Уровень студентов. Какое количество олимпиад 1, 2, 3 уровня проводит ВУЗ? Какова доля абитуриентов, поступающих по олимпиадам? Каковы результаты участия студентов ВУЗа в соревнованиях среди студентов уровня России и международного уровня?



8. Курсы, преподаваемеы в ВУЗе. Степень их современности. Максимальное отставание знаний от передовых результатов, полученных соответствующими научными отраслями. Доля результатов не более, чем 5-летней давности, сообщаемых студентам. Формирование у студентов перспективной картины развития научных направлений в изучаемых научных отраслях.



Есть ещё критерии, но сюда весь список не поместится. Заметим, уровня оплаты преподавателей в списке нет — он должен быть не ниже, чем такой, при котором всё перечисленное может быть на должной высоте. :) Все вопросы, почему большинство ВУЗов по этим «реальным» критериям уровня находится глубоко внизу, следует адресовать вовсе не ректоратам этих самых ВУЗов, а учредителям. В их числе: министру образования, председателю правительства и президенту. Именно они могут и должны дать ВУЗу такие возможности, включая финансовые, чтобы всё перечисленное работало.



Я прекрасно понимаю, что стоит увидеть это письмо перечисленным в предыдущем пункте деятелям на каком-нибудь международном банкете, когда не отвертеться от прессы, на следующий же день некоторая (не будем уточнять, от 0% до 100% :)) часть администраций ВУзов себя высечет. Будут строчить доносы наверх, в которых перечислять свои успехи и петь здравницу тем, кто их обокрал (не будем перечислять, кому конкретно :)).

С системой бюрократического аппарата (сейчас называющего себя госслужащими, это чуть ли не со знаком «+» звучит) прекрасно умел бороться Пётр I: рубил бороду и ставил юнгой на фрегат. В итоге одни отрасли появились с нуля, а другие получили такой толчок, что хватило на долгие годы застоя. Напомню, что по конституции царём является народ российский, а не бояре, заседающие на труднодоступных постах вместе с магами из счётного приказа. :)



Появление сильного классического университета в том смысле, о котором я пишу (а не в том, что, в общем-то, и так всё неплохо, перетянем одеяло на себя, напишем пару доносов, сошлёмся на свои же прошлогодние, и можно дальше доживать свою концовку, так как ничего другого не умеем), должно оказать масштабное оздоравливающее влияние на регион.

Довольно быстро поднимется эффективность всех тех отраслей региона, что связаны с кафедрами ВУЗа. С появлением выпускников ВУЗа — кадрового потенциала высочайшего уровня начнётся укрепление системы подготовки кадров в высокотехнологичных компаниях, а также в компаниях, имеющих на уровне России высокие рейтинги в своих отраслях. Рост будет лавинообразным ввиду миграции кадров из одной сферы в другую. У региона появятся выходы на иностранные рынки там, где мы и не мечтали. (Признаюсь, я не смог придумать такую сферу, в которой появление сильнейшего классического университета не привело бы к заметным позитивным изменениям. :))



В ситуации, когда в какой-либо сфере всё плохо, и всем понятно, что плохо, следует делать правильный нравственный выбор. Сначала — следующее. 1) Прекратить себя (и не только себя) обманывать. 2) Прекратить реанимировать то, что умерло. Умерла вся польза от бумажной волокиты, и продолжение бумажного заигрывания с учредителем приведёт к тому, что процесс пойдёт дальше естественным путём (и, поскольку кадров уже недостаточно не только для роста, но и для самоподдержания, всё закончится или через год, или через десять, это не так важно когда), или ещё ускорится. 3) Принять позицию, состоящую в том, что все бумаги следует поджечь в одном большом костре, и думать только над реальными действиями, которые могут спасти ситуацию. Над планом создания в Вологде сильнейшего классического университета.



Читатель уже прекрасно разобрался, что главная проблема — кадровая. А не, скажем, финансовая, или проблема персоналий в администрациях ВУЗов и/или в органах образования. Если на необитаемом острове нет врача, то желание вождя заплатить за своё лечение тонной кокосов ему не сильно поможет. И знаю, что ждёт от меня читатель, — реального плана действий по созданию сильного классического университета. По принципу абсолютного непринятия ошибочных действий чиновников, которые пытаются создать генно-модифицированное ВоГТУ+ВГПУ, которое будет, это очевидно, работать ещё хуже, и всё образование и имевшиеся кадры закончатся в регионе ещё быстрее. Итак, нам нужен план. :)



[продолжение ещё пишется]



Язык у меня колючий, но ничего страшного. Полезно иногда.