На грани краха

[Блогово]

Туристический сезон 2013 года на Вологодчине оказался перед угрозой полного провала. Область рискует недосчитаться более сотни тысяч туристов, многомиллионных поступлений в бюджеты разных уровней из-за попытки районных чиновников разрушить туристическую инфраструктуру, которая создавалась десятилетиями.

77862_original


Предыстория



Для того чтобы лучше понять происходящее, представим себе такую ситуацию. Мы купили путевку, предположим, в Париж. Заплатили деньги, собрали чемоданы, а накануне отъезда нам вдруг сообщают, что мы не увидим ни Эйфелевой башни, ни Лувра, ни побываем на Елисейских полях, нас просто провезут мимо. А все это потому, что какой-то местный муниципальный чиновник придумал способ, как прибрать к рукам землю под аэропортом Орли и, на правах хозяина, разрушил взлетно-посадочную полосу. Так что, все красоты Парижа мы будем наблюдать, пролетая мимо на самолете. Поедем мы в такое «путешествие»? Думаю, вряд ли... Скорее попытаемся вернуть деньги и выбрать куда более интересный маршрут.



Нет, скажете вы, разве такое возможно, да еще в Париже? Конечно, в Париже такое невозможно, так как воры и откровенные вредители там чиновничьи должности не занимают, а вот в Кирилловском районе Вологодской губернии именно это и происходит.



Мы, обычные россияне, покупая путевки, вряд ли задумываемся о том, что туристический бизнес — это сложнейший механизм, который обязан работать с точностью швейцарских часов. Инфраструктура, логистика, четкое планирование маршрутов... все это создается десятилетиями. Еще более сложная работа — это организация речных круизов, где задействован целый флот судов, сложные схемы передвижения, точное расписание, многоуровневая система безопасности... Короче говоря, для того, чтобы вести подобный бизнес, необходимо быть профессионалом с большой буквы. Когда же за подобную работу берется кто попало, чтобы по-быстрому нажиться, трагедии не избежать (вспомним массовую гибель людей на «Булгарии»).



На Вологодчине водный туризм — наиболее развитая часть туристической индустрии и работают в ней настоящие профессионалы с многолетним опытом. ООО «Череповецкий пассажирский порт», «Экстур», «Русские традиции», «СудоМагнат» — названия этих предприятий на слуху у многих вологжан. Еще в начале 90-х эти предприятия начали развивать туристический бизнес на речных судах. О том, какой вклад вносят эти предприятия в развитие туризма на Вологодчине, красноречиво говорят цифры. Только в Кириллове за сезон принимается более 100 тысяч туристов, из которых большая часть иностранные. За год пристань принимает по 600-700 теплоходов. В среднем каждый турист оставляет в районе порядка 50 евро, а если помножить эту сумму на 100 тысяч, деньги получаются не просто большие, а очень большие.



Что в таком случае делает благоразумный и честный чиновник? По крайней мере, не мешает, а в лучшем случае радуется, что на его территории работает надежный инвестор, который обеспечивает работой жителей, приносит доход в казну и инвестирует в дальнейшее развитие. Только где взять таких благоразумных и честных?



История



А началось все в 2007 году, когда Министерством природных ресурсов РФ был издан приказ, согласно которому для предоставления акватории и заключения договора водопользования требовалось предоставлять документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования. (Ранее действовавшим законодательством такого требования не предусматривалось).



Приказ этот выглядит довольно странно, т.к. согласно Водному кодексу РФ береговая полоса шириной 20 метров предназначена для общего пользования и не может передаваться гражданам и организациям в собственность, аренду и т.п., т.к. собственник (арендатор) имеют право не допускать посторонних на эту землю, что противоречит ее назначению.



Но, раз уж есть такой приказ, то ООО «ЧПП» обратилось в Администрацию Кирилловского района для получения земельного участка в районе с. Горицы. И тут началось... Чтоб отказать в выделении участка кирилловские чинуши вспомнили о каком-то скотомогильнике с сибирской язвой, Череповецкий пассажирский порт получал отписку за отпиской, а спустя некоторое время выяснилось, что у акватории появился арендатор. Нет, не было никакого конкурса, ни аукциона, и о сибирской язве тут же позабыли... акваторию в аренду на 20 лет получило некое МУП (муниципальное унитарное предприятие) при стоимости платы в сумме чуть больше тысячи рублей в год.



Хотя, слово «некое» для этой конторки вряд ли подходит, правильнее сказать печально известное. Вот какую оценку этой странной организации дал глава района С.Усов: «Несколько лет назад в целях координации и стимулирования туристской деятельности, а также комплексного продвижения кирилловского турпродукта и привлечения инвестиций было создано МУП „Управление туризма и народных промыслов Кирилловского района“. К сожалению, в последнее время это предприятие погрязло в своих хозяйственных вопросах и проблемах, поэтому в ближайшее время подход в управлении туристской отраслью будет пересмотрен. Соответствующие организационные выводы сделаем».



Так как же так вышло, что МУПу не реализовавшему ни одного успешного проекта, а точнее сказать, завалившему всю работу, поручается заниматься сложнейшим бизнесом? В поисках ответа на этот вопрос выяснилось очень много весьма интересных подробностей.



Кому выгодно?



Никаким развитием водного туризма это МУП заниматься и не собиралось. Нет для этого у конторки ни денег, ни специалистов, ничего, по сути, нет, кроме договора аренды. Получив акваторию на 20 лет за 1000 рублей в год, МУП вдруг затребовало с Череповецкого пассажирского порта плату аж 10 миллионов. То есть, сиди и дальше ничего не делай, только стриги бабло. И пусть, уважаемые читатели, вас не вводит в заблуждение слово «муниципальное» в названии МУП. Бюджет от этой суммы может получить лишь крохи, а кому должны уйти остальные 90% денег? Вот тут и выясняются интересные подробности. Как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны.



И на кирилловской сцене появляется некое ООО «Конт» из Санкт-Петербурга. Казалось бы, с чего это администрация Кирилловского района воспылала любовью к никому не известному питерскому ООО, и занялась лоббированием его интересов. А ларчик просто открывался. Директор этого самого «Конта» Обрядин находится в родстве с зам. главы администрации района. Случись подобное не в Кирилловском районе, и тем паче не в России, чиновник за подобные дела был бы немедленно уволен и сидел бы под следствием.



Беспредел



В 2012 году Арбитражный суд Вологодской области по иску МУП «Управление туризма и народных промыслов Кирилловского муниципального района» вынес решение, обязывающее убрать причалы с отведенной им акватории, не смотря на то, что географические координаты, обозначенные в договоре водопользования не соответствуют фактическим и отличаются от них на 30 — 60 метров.



Данное решение суда было оспорено в Федеральном Арбитражном суде по Северо-западному округу. Решение по делу ещё не принято, но кирилловские «бизнесмены» от местной власти вошли в такой раж, что пошли на откровенные преступления.



В начале ноября судебные приставы по Кирилловскому району при активном участии зам.главы района Юлина угнали за 15 километров от стоянки дебаркадер и баржу, принадлежащие ООО «СудоМагнат», при том, что без участия собственника проведение исполнительных действий не законно.



16 ноября 2012 года было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, но это беспредельщиков не остановило и ситуация накалилась до предела.



Судебные приставы Кирилловского района под руководством Семенова и директора МУП А. Репиной начали уничтожать швартово- отбойные палы, их удалось остановить только силами полиции, однако под покровом темноты, рано утром действия по уничтожению имущества продолжились.



По факту кражи и уничтожения чужого имущества полиция Кирилловского района возбудила уголовное дело.



Что в итоге?..



А в итоге две из трех пристаней в Горицах выведены из строя. К строительству новых причалов и восстановлению швартово-отбойных палов можно приступить только весной и надо успеть до начала навигации. А у МУПа на это нет ни материальных, ни технических возможностей.





С 10 по 14 декабря в Волгограде состоится совещание по согласованию графиков и расписаний движения пассажирских теплоходов в навигацию 2013 года. Поясним, в чем важность этого события. Дело в том, что движение речных судов во время навигации планируется заранее. Не могут корабли ходить по рекам, как им вздумается: где захотел, там постоял, куда захотел, туда поплыл. Суда ходят по четкому расписанию, следуя графикам стоянок, прохождения шлюзов и т.д. Опоздал на шлюз — стой и сутками жди коридора, неси огромные убытки. Естественно, убытки из-за алчных и недальновидных кирилловских чиновников никто нести не собирается. Инфраструктура, создаваемая десятилетиями, разрушена; принимать туристов негде и некому... Могут ли при таком положении дел на совещании в Волгограде планировать стоянку судов в Горицах? Вряд ли... Кто пойдет на такие риски?



«Ситуация критическая, — говорит генеральный директор ООО „Череповецкий пассажирский порт“ А.С.Желтов, — но спасти ее еще можно. Благодаря тому, что наши предприятия имеют многолетний опыт работы на речном транспорте, мы можем до начала навигации восстановить причалы. Конечно, восстанавливать разрушенное стоит больших денег, но дело даже не в них. Одна из главных составляющих туристического бизнеса — доверие. Потерять его можно в одно мгновение, а на восстановление потребуются многие годы. Понимая, что весь этот беспредел был организован на уровне района, мы обратились за помощью к областным властям. Мы очень надеемся на то, что губернатор не позволит в одночасье разрушить туристическую инфраструктуру, которая создавалась трудом сотен людей в течение десятилетий».



Послесловие



Ни для кого не секрет, что Вологодская область находится в жестком долговом кризисе. Один из важнейших элементов его преодоления — создание на Вологодчине туристического кластера и благоприятного инвестиционного фона, о чем неоднократно в своих выступлениях заявлял Губернатор Олег Кувшинников. Намерения губернатора, безусловно, достойны поддержки, вот только не видно ее со стороны районных чиновников. Что это: вредительство, саботаж или слепая жажда личной наживы в ущерб экономике всей области?



На наших глазах расправляются с крупным инвестором, создавшим на Вологодчине туристический бизнес на речных судах. В результате преступных действий районных чиновников без работы могут остаться более 100 человек, которые по 10-20 и более лет отработали на речном транспорте, десятки тысяч туристов не смогут попасть в Кириллов, а бюджет лишиться многомиллионных поступлений. И как в таком случае область собирается привлекать инвесторов со стороны, развивать частную инициативу, когда от чиновного гнета на грани выживания оказываются крупнейшие и самые известные предприятия отрасли?



Пока вопросов больше, чем ответов. Мы будем следить за развитием ситуации и продолжим свое расследование этой неблаговидной истории.



ДОКУМЕНТЫ К МАРЕРИАЛУ



Переписка



Письмо губернатору 1



Письмо губернатору 2