Как не диплом, так сплошной облом!

[Блогово]

Наши опять «накосячили». Новая интернет- «звезда» выпускник ВГПУ Антон Ткаченко в Москве на собеседовании показал чудеса необразованности. Выпускник филфака не знает мужчина или женщина Жорж Санд и Ремарк, и кто убил Лермонтова?! Разумеется, для этого не надо заканчивать профильный факультет и числится аспирантом столичного педвуза, достаточно быть просто «читающим» человеком.

Но, «поколение пепси» дружными рядами вступившее во взрослую жизнь в начале десятых годов текущего столетия, имеет на все свою точку зрения. Вот и Ткаченко «не стыдно». Стыдно только его преподавателям в том и другом ВУЗе. Ткаченко переживает теперь, как бы чего не вышло с защитой диссертации, ведь среди членов ученого совета могут так же найтись люди, которые зададут соискателю вопросы и с таким уровнем подготовки он конечно же «блеснет»!

Но дело не в конкретном человеке, это всего лишь типичный случай. Дело в системе высшего образования, которая вот уже два десятилетия катится по наклонной. Хотите примеры? Пожалуйста. По работе мне часто приходится контактировать с выпускниками вологодского иняза. Если выпускники 90-х гг. в массе своей хорошо знали 1 язык и большинство могли прилично переводить со словарем со 2 языка и говорить на нем на основные темы, то сейчас ситуация гораздо хуже. Свободно 1 языком ни один выпускник не владеет ( сужу по контакту примерно с 15% выпускников), 2 языком на уровне разговора не владеет никто!!!! ( может за малым исключением из числа выпускников спецшкол). А это учителя иностранного языка! Чего уже говорить о многочисленных «лингвистах», которых плодят разного рода непрофильные ВУЗы... Одна выпускница ВоГТУ на собеседовании этим летом честно призналась, что языки прошли мимо неё. Однако диплом «лингвиста» у девушки есть и амбиции на зарплату от 15 тысяч (это пока без опыта работы) так же присутствуют.

У нас в организации многие годы соискатели заполняют простую анкету на уровень общего развития, Каюсь, разработал сам, с коварными целями- выявить идиотов на подступах к работе. Для большинства соискателей работы тайна, что оборот Земли вокруг своей оси называется «сутки», что картофель, это не традиционная русская еда!

Ответы на вопросы посложнее можно читать со сцены как юмористические заметки. Знаменитый скрипач, однажды исполнивший произведение на одной струне, это Страдивари, Мазарини и даже Муссолини и только изредка правильно- Паганини. Бедный Николо!

Вызывает огромные трудности простейший вопрос, какие города в Вологодской области ровесники Москве...Назвать 6 столиц в Европе на букву «Б» для современного выпускника практически не реально. Зато соискательницы любят пофантазировать на тему: «В чем лучше подавать чай директору и гостям организации». Одна, помню, спросила: " А тут у вас случайно не досуг«? Вот как! Девушка, оказывается, думает головой и переживает за то, куда поступает на работу. Взяли и не ошиблись! Кстати она до сих пор работает, выучила все премудрости нашего дела и хотя не имеет профильного гуманитарного образования, знает существенно больше тех, кому это положено по профессии. И что характерно, замечательно справляется с чайной церемонией!

Вы думаете, выпускники не понимают, что ничего не знают? Прекрасно понимают и даже гордятся этим. Умные у этого поколения не в чести, их мало, они имеют принципы, большинство усвоило только хватательный прием и мечтает о высокооплачиваемой работе в бюджете, где делать особо ничего не надо, но все социальные гарантии вынь да положи.

Но так ли они виноваты в этом? Проходят годы, далеко не все счастливо устраиваются, многих постигает чувство разочарования, депрессия и неуверенность. Сколько их, «специалистов с высшим образованием», сидит в ларьках, торгует на рынках, ходит с ресторанах с подносами, а то и вовсе пропадает без работы и опускается на дно жизни. Такая статистика мне не известна, но думаю, что количество разочарованных выпускников ВУЗов существенно больше половины от общего числа обладателей дипломов государственного образца.

Так кто же виноват, что они выросли такими? Восемь лет я, по зову сердца, за 5200 р. зарплаты ( т.е. по существу бесплатно) преподавал в ВоГТУ, где пытался учить студентов гуманитарных специальностей хитростям исторической науки в её туристском и экономическом ракурсах. Не скажу, что это поколение потеряно, но с каждым годом в группах все меньше тех, кто пришел учиться, и все больше тех, кто «получает образование». Последним не надо никаких знаний и самый плохой преподаватель для них тот, кто знания требует! Они ничего не боятся, хорошо известно, что двоечников сейчас практически не отчисляют. Нет, конечно отчисляют, но уже таких, которых надо просто «гнать поганой метлой из ВУЗа», а средних двоечников и прогульщиков- нет, тянут до последнего.

Зав. кафедрой, к которой я был приписан, философ с дипломом факультета иностранных языков Л.Ф. Гостева неоднократно говаривала: «всех отчислите — так кого учить будете»? Доходило и до прямого шантажа, когда преподавателю прямо намекали, что если он не поставит положительную оценку- могут быть неприятности. Какие? Зарплата и так мизерная!

В ВоГТУ разработана целая система для влияния на несговорчивых преподов. Во первых это лишение нагрузки. Курс может быть ликвидирован или передан другому, более лояльному к руководству преподавателю. С некоторых пор введена анкета «Преподаватель глазами студента». В группу, где плохо сдали сессию по какому то предмету, приходят из ректората и раздают студентам анонимную анкету, в которой предлагается оценить преподавателя по системе баллов. Расчет прост, раз группа сдала предмет плохо, значит недовольных будет много и баллы преподаватель получит низкие, а это уже козырь для ректората, убрать «слабого специалиста». К счастью, еще раз говорю, не всё поколение потеряно, подонков в группах пока меньшинство и анкета имеет более-менее объективный характер. Я сам дважды становился объектом такого давления и оба раза ректорат имел полное фиаско, анкеты показывали результат выше среднего. Знакомый преподаватель в прошлом году так же " попал под раздачу«, но студенты ему дали 100 баллов из 120 возможных! Надо награждать премией за высокие показатели, но ректорат сделал вид, что ничего не произошло.

Декан гуманитарного факультета ВоГТУ В.Н. Осташов, усмехаясь, как то говорил мне: «Вам делают вид, что платят, так делайте вид, что преподаете»!!! Он знает что говорит, в отличие от Гостевой у него за плечами философский факультет престижного университета. Но какой цинизм!!!! Ведь большинство преподавателей скрипя зубы вынуждены подчиняться требованиям руководства. Такие руководители: «осташовы и гостевы» есть в каждом ВУЗе и подозреваю, что на каждом факультете. Именно благодаря их, без преувеличения вредительской позиции ( руководителей, как социальной группы), у нас и рухнула система высшего образования.

Завкафедрами и деканы полностью доминируют над преподавателями и могут делать с ними все, что захотят. Мало у кого хватает сил бороться с порочной системой. Я попробовал, в результате сам оказался преступником, а вышеназванные руководители, во главе с ректором Соколовым, нагло лгавшие в суде, вышли «сухими из воды». Но это временное поражение. Кризис образования, о котором все 8 лет я твердил на гуманитарном факультете ВоГТУ накрыл систему высшего образования. Политех пока как-то выкрутился. В городе говорят о каком то «волшебном» чемоданчике, с которым ездят в министерство и «положительно решают вопросы». В результате — один ВУЗ эффективный, а другие -нет. Видимо у тех чемоданчики с аргументами поменьше или вообще провинциалы без них в столицу имели наглость приехать. Все это слухи. Факты говорят, что уровень образования всех без исключения наших ВУЗов,( эффективных и не очень) крайне плох и слаб.

Хочется пожелать представителям администраций ВУЗов как-нибудь оказаться в самолёте, или, к примеру, на операционном столе, где командует такой вот «специалист» с дипломом, но без знаний. То-то они себя хорошо почувствуют, и не жалко, и поделом, ибо вред, который принесли стране все эти горе — администраторы сравним с хорошо продуманной диверсией. Диверсантов, на войне, как известно в плен не берут, кончают на месте. Вот бы и подумать администраторам: «А если завтра война»?