Страна без Истории

[Блогово]



Линдозеро, Карелия, Никольская церковь. Сгорела в 1960ые.



Есть такой анекдот про Америку, который любят повторять русские эмигранты: «Чем Америка отличается от молока? — Если молоко открыть и оставить на 200 лет, то в нем появится культура.» В отношении России этот анекдот похоже можно переиначить так — если молоко оставить открытым на 70 лет, то в нем культура появится, а в России, наоборот, погибнет.



Нигде гибель культурного наследия, нарастающая комом с 1917ого не заметна так, как в отношении деревянного зодчества. Россия, конечно же, всегда была страной, прежде всего, деревянной. Кремль, белокаменный Владимир, Москва и Питер — это была жизнь даже не 1% населения страны. Вся остальная Россия жила в дереве, смолистом, скрипучем или, наоборот, замшелом и почерневшем от времени. Дерево не заимствовано ни у итальянцев, ни у татар, не зарегулировано уложениями Петра или Екатерины. Когда я читаю своей дочке сказки, на картинках книжек она разглядывает не дворцы Растрелли и Сталинский ампир, а избушки, амбары, овины и деревянные остроги. Летопись России — там, в годовых кольцах бревен изб и деревянных церквей, которые на протяжении без малого ста лет гниют и горят без счета на ее необъятных просторах.





Деревня Кони, Коми-Пермяцкий округ, фото начала века



Думаете — да ладно, их много еще осталось, на наш век хватит? Ошибаетесь. Во всей стране остался один до петровский деревянный дом, в Угличе. Это все. Дерево не вечно, возразите вы? Давайте сравним с Норвегией, другой, преимущественно деревянной страной. До середины 19 века, когда норвежцы взялись всерьез за сохранение своей истории, дошло действительно не так много средневековых деревянных каркасных церквей — что-то около 35. С тех пор сгорело только две. А у нас? Вот Саша Можаев принес мне пару недель назад замечательный альбом по деревянному зодчеству 1942 года издания. Из 70 церквей и ансамблей, попавших в этот альбом, то есть сохранившихся до 1940г, до наших дней дошло 27; из них две находятся при смерти, 7 перенесены в музеи (но даже там они горят, как церковь из села Спас-Вежи, сгоревшая в Костроме в 2002 году). Некоторые реставрируются, но зачастую, в связи с нехваткой средств, не должным образом. Причем, за исключением Кижей и Кондопоги сгорело все ЛУЧШЕЕ что было — Вытегра, Юрома, Чухчерьма, Пучуга, Уйма. С рядовой застройкой все еще хуже — кое-что, конечно, перевезено в музеи, но в целом в России не осталось ни одного места, где можно было бы показать своим детям, как выглядела русская деревня до революции. В любой западноевропейской стране есть замечательно сохранившиеся и музеифицированные исторические деревеньки, но не в России.





Деревня Щелково, Кирилловский район Вологодской области. Фото начала века.



Не лучше обстоит дело и с городской деревянной застройкой — под напором монолитов и панелей исчезают деревянные Томск и Вологда, Нижний Новгород и Тобольск. Хуже того Россия забыла как строить в дереве — Финляндия, Швеция и Норвегия строят из бревен и досок, а Россия из пеноблоков и сайдинга.



Этот пост — мартиролог, составленный по материалам издания 1942 года. Альбом примечателен несколькими моментами:

Во-первых, это первое советское издание такого рода и уровня. Начинается он словами «Великая Отечественная Война с громадной силой пробудила во всем мире интерес и любовь к культурным ценностям, созданным русским народом». То есть издание этого альбома стояло по замыслу партийных идеологов в одном ряду с возрождением РПЦ и прокатом в кинотеатрах Александра Невского. И все-таки, удивительно держать в руках роскошно иллюстрированный и изданный на превосходной бумаге альбом, подписанный в печать в Москве 22 августа 1942 года — за день до начала битвы за Сталинград.





Шуя, Карелия, Предтеченская церковь, 18 век. Сгорела в 1941 году



Во-вторых альбом поражает охватом и качеством материала. Отобрано действительно лучшее в русском деревянном зодчестве, тогда как послевоенные издания старательно замалчивали храмы, утраченные в околовоенный период. Материал подготовлен в основном по фотографиям и обмерам, сделанным дореволюционными реставраторами исследователями русского деревянного зодчества и позволяет увидеть церкви еще не в запустении, действующие.



Для поста я отобрал даже не самое лучшее из того, что я увидел в альбоме, а то, что потрясло меня, то чего не знал или не видел, или те утраты, которые при всей известности, все равно не укладываются в голове. Саша Можаев на сайте Архнадзора будет публиковать более подробный мартиролог. Если наша акция вызовет интерес, можно выложить сканы всей книги.





Шенкурск, Михаило-Архангельский собор, 1681 год, сгорел в 1936ом году



Ну и, наконец, ключевой вопрос нашей истории — кто виноват и что делать? Виноваты мы все, своим наплевательским отношением к истории нашей страны. И помочь можем только все вместе. Как я сказал, многие памятники сейчас реставрируются. Зная финансирование региональных департаментов культурного наследия, могу смело сказать, что денег на эти реставрации наверняка не хватает; в любом случае они будут не лишними. Вот, например, церковь в Кимже Мезенского района Архангельской области — реставрируется путем переборки, разобрана несколько лет назад, сейчас представляет из себя гору бревен, когда соберут и где — бог весть.



Есть организации, которые занимаются защитой и сохранением культурного наследия. В Москве одной из основных является Архнадзор. о том как помочь Архнадзору можно узнать связавшись с организаторами движения через их сайт. В Томске проблемами сохранения деревянных кварталов занимается Никита Кирсанов, chur72 .



Автор этого журнала и kvastravel занимаются реставрации замечательного деревянного терема в Осташево— нам тоже не хватает и средств и волонтеров.





Дом крестьянина Сазонова в Осташево, Чухломской район, Костромская область, 1897 год



Есть просто памятники которыми никто не занимается и которые могут разрушиться в любой момент — например, колокольня на Цивозере в Архангельской области , входящая в любой альбом по русскому зодчеству, судя по последним фотографиям, может обрушиться со дня на день. Если мы когда нибудь закончим Осташево, я был бы рад взяться за Цивозеро — вопрос достоит ли? Может кто нибудь другой возьмется?



Ну а теперь продолжим осмотр альбома 1942 года — более подробно смотреть на сайте Архнадзора — здесь издесь.





Село Уйма, Архангельская область. Никольская церковь 1708 год. Не сохранилась.

Это был в простоте своей гармонии деревянный аналог Покрова на Нерли. Сгорела в 60ые или 70ые.





Юромский погост, Мезень, Архангельская область. Сгорел в середине 1930ых.

Подготавливая этот пост нашел на сайте фалеристов серию значков по деревянному зодчеству, выпущенную в 1960ые — там и Уйма, и Юрома, да и вообще половина серии до нас не дошла.





Село Спас Вежа, Костромская область, 1628 год. Колокольня утрачена до революции, церковь перевезена в Кострому в 1956 году, сгорела в 2002 году





Чухчерьма, Архангельская область, Ильинская церковь 1657 год. Сгорела в 1930ые.





Иконостас Ильинской церкви в Чухчерьме





Кеврола, Пинега, Архангельская область, Воскресенская церковь, 1712 год. Не сохранилась.





Лампожня, Архангельская область, Троицкая церковь 1781 год, Сгорела в 1929 году.





Конецгорье, Архангельская область, Вознесенская церковь, 1752 год. Не сохранилась.





Кожский погост, Онега, Архангельская область, 1695 год. Сгорел около 1980 года.





Кованные двери, село Ростовское, Арх области, Флоро-Лаврская церковь, 1755г. Не сохранилась





Оштинский погост, Вологодская область, сгорел в войну





Вытегра, Покровская церковь 1708 год, вторые, а точнее первые Кижи (старше на 9 лет). Сгорела в 1962 году. Отстроена заново под Питером по старым обмерам.





Небеса Вытегорского погоста. Не сохранились.





Пучуга, Архангельская область, Петропавловская церковь 1698 год

Лучшая деревянная трапезная России. Сгорела в 1946 году. Сохранилась на фотографиях и эскизах Верещагина.





Турчасово, Архангельская область, Благовещенская церковь 1795 год, не сохранилась (соседний храм двойника цел).





село Верховье, Вологодская область, Богородицкая церковь, 17 век. Не сохранилась.





село Усть Выя, Арх область, часовня 18 века. Часовен такого типа вообще больше не осталось.




Автор благодорит Александра Можаева за помощь в подготовке этого поста и Александру Бокареву за указание на ошибки и неточности. Если вас затронула — пожалуйста сделайте у себя в ЖЖ краткий репост.