Критик не критик, если не критикует семинар критики

[Блогово]

Фестиваль «Плюсовая поэзия» закончился грандиозным успехом. Об этом говорят все участники и гости фестиваля. Я тоже присоединяюсь к похвалам. Фестиваль развивается и нужно еще осмыслить значение происшедшего.

Однако не все было прекрасно, семинар критики и круглый стол, можно сказать, оказались провальными. Поэтому эта моя заметка, как ложка дег

тя.

Ведущая Е. Вежлян вела мастер класс по критике. Но весь разговор сводился только к тому, как писать рецензии на новые книги, какими качествами должна обладать такая рецензия, чтобы их взял для публикации журнал «Знамя». Вот об этом и шла речь в течение всего семинара. Может быть, это и представлял интерес для части слушателей, мечтающих быть опубликованными, но сама по себе технология журнальной публикации к литературе имеет отношение слабое.

Совершенно понятно, что ни один из толстых журналов не публикует материалы о том, что же происходит с сегодняшней литературой — прозой и поэзией — как, и каким языком можно описать ее, как она находит или не находит содействие в социуме. Не публикует, потому что никто не пишет.

Проблема не том, как опубликоваться, а в том — как написать, где взять новый язык и новое мышление, соответствующее новой поэзии, которая давно распрощалась с простотой.

На второй день фестиваля должен быть круглый стол, однако мероприятие оказалось продолжением предшествующего дня, и даже подключение к ведущей Б. Кутенкова не смогло монолог превратить в диалог участников, которые по определению круглого стола и должны были быть выступающими, а не слушателями.

У меня есть давнишнее наблюдение, но только сейчас я его выскажу — мэтры, приглашенные на фестивали из столицы в Вологду, являют собой самые скучные мероприятия фестивалей.

Как противовес этому показателен финал фестиваля, на котором отмечали юбилей (с чьей-то легкой руки названным легендарным) вологодского литературного объединения, из которого вышли многие лауреаты и победители конкурсов. Все они прошли через критическое горнило и получили закалку — ту самую, необходимую им, которую они ждали и нашли. Ту самую, которую не получили участники семинара критики на прошедшем фестивале.

Так что эту заметку я адресую организаторам будущего в следующем году фестиваля «Плюсовая поэзия» с предложением проводить семинары силами участников вологодского литобъединения. Это будет настолько с пользой для всех, что мэтры будут приезжать сами, дабы набраться идей и опыта.