Очередной опус Филимонова об иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

[Блогово]

Издана очередная брошюра Филимонова против церковного предания об истории иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»



На прошлой неделе выступал на «Православном радио Санкт-Петербурга». После передачи ведущая радиожурналист Елена Бадьянова, как-то особенно осторожно подбирая слова, сказала мне: «Батюшка, так не хочется вам делать больно... Я думала, показывать вам это или нет, но думаю, что вы должны знать, что о вас пишет Филимонов. Вот нам принесли в редакцию его две последние книги против иконы Божией Матери „Аз есмь с вами, и никтоже на вы“. Знаете ли вы о них?»

Она показала мне две очередные брошюры неутомимого В.П.Филимонова об иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Очередные, потому что это оказались уже третья и четвертая книги, изданные автором все на одну и ту же тему. Последнюю из них, изданную в 2012 году, я действительно увидел впервые.

Вот уже четыре года подряд Филимонов издает книги против чтимой иконы. В 2009 он издал брошюру: «О преподобном Серафиме Вырицком и иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Кириллов, 2009), в 2010 году в Вологде вышла его брошюрка «Икона Божией Матери „Аз есмь с вами, и никтоже на вы“: правда и вымыслы» (Вологда, 2010). В 2011 году также в Вологде вышла уже третья брошюра Филимонова «Под маской Православия» (Вологда. 2011). И вот в нынешнем году очередное издание его брошюры уже под названием «Как создаются легенды» (заглавие «Под маской Православия» опущено в подзаголовок). Эти брошюры издаются массовыми по церковным меркам тиражами. Вторая брошюра — 10000 экземпляров, 3-я и 4-я — по 5 тысяч, то есть общий тираж превышает уже 20 тысяч экземпляров. Скажем прямо, завидный тираж даже для святых отцов!. При этом эти брошюры бесплатно раздаются в Мяксе на «Леушинских стояниях», а также лежат в свечных лавках Вологодской епархии на столах бесплатной раздачи (об этом мне рассказывали прихожане череповецких храмов).

Согласитесь, что все это заставляет задуматься, чем вызвана подобная активность автора, какую опасность он увидел в почитании иконе Божией Матери для нашей Церкви в целом и Вологодской епархии в частности?

Я просмотрел очередные брошюрки Филимонова. Все та же псевдонаучная демагогия, передергивания и подтасовка фактов и откровенные подлоги.

Елена Бадьянова еще раз извинилась: «Батюшка, простите, что доставила вам боль. Вы знаете, что Филимонов у нас не выступает. Его батюшка отец Иоанн Миронов обличил и не благословил выступать у нас в эфире». Я сказал, что для меня большая честь понести хулу за икону Божией Матери. Я икону почитал и буду почитать. Филимонов меня обвиняет в том, что я считаю, что икона написана в Леушинском монастыре, связана с именами Иоанна Кронштадтского и Серавима Вырицкого. Но ведь именно это предание принято Святейшим Синодом Украинской церкви Московского Патриархата при официальном прославлении иконы в 2002 году. Если он с этим не согласен, должен обращаться не ко мне, а к блаженнейшему митрополиту Владимиру, под председательством которого Синод прославил икону Божией Матери.

Я рассказал Епене историю о том, как несколько месяцев назад ко мне в храм пришла женщина. Она была огорчена и обескуражена: «Батюшка, купила в «Софрино» икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», пошла в храм освятить (она назвала храм), священник говорит: «Эту икону нельзя освящать. Она не каноническая». Я пошла в другой храм, там мне священник также говорит: «Этой иконе нельзя молиться. Она не благословлена к почитанию. Разве вы не читали Филимонова?» Женщина была в слезах: «Как же так, нельзя молиться иконе Божией Матери?! Я же ее в церковном магазине купила!» Я ей ответил, что это недоразумение, что эта икона прославлена Украинской Православной церковью, что ей можно и нужно молиться везде и всегда. «Будьте верны образу Божией Матери!» Я освятил ей иконку и благословил ее.

Глядя на ее скорбь, я подумал, в какое же искушение и заблуждение вводит Филимонов как простых мирян, так и духовенство своими брошюрами, лекциями и выступлениями на радио! Какие горькие последствия рождает его бурная деятельность! Какой деструктивный характер она носит! Думает ли автор, что он бросает тень на почитание новопрославенного образа Пречистой Богородицы?

Обо всем этом я уже писал на Русской народной линии в материале «Издательский Совет хотят впутать в скандальную историю».

Жаль, что Издательский совет поддался на провокацию и «санкционировал» издание этой брошюры. Странно, что при издании столь спорной брошюры ко мне никто не обратился из Совета. У обычного читателя может создаться впечатление, что Филимонов якобы выражает позицию нашей церкви. А это совершенно не так. Икона официально прославлена, внесена в церковный календарь, принята именно та версия ее истории, которую я всего лишь повторяю в своих публикациях. Остается загадкой, почему же Филимонов не обращается в комиссию по канонизации Украинской Православной церкви или в Даневский монастырь, в котором также приняли это предание?

Когда вышли первые брошюры Филимонова против иконы, я хотел дать на них ответ, подробно разобрать «аргументацию» Филимонова. Впрочем, на большинство «аргументов» Филимонова веско ответил московский писатель-историк Юрий Рассулин в своей книге «В защиту иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (Москва, 2010). Однако в нашей епархии мне посоветовали не обращать внимания на писания Филимонова, чтобы не было лишнего шума вокруг чтимой иконы. К сожалению, этот шум поднял сам Филимонов новыми многотиражными изданиями своей брошюры. Безусловно, в этой ситуации необходимо ответить на его нападки как на икону и ее историю, так и на ее хранителей и почитателей (о.Херувима и игумению Пелагию) — не ради автора, в предвзятости которого я уже убедился, но ради многочисленных почитателей образа Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же вы».

В ближайших постах я предполагаю разобрать клеветнические нападки Филимонова, поставив перед ним его же вопрос: «Допустима ли неправда в Церкви?»