К Рождеству Богоматери

[Блогово]

К празднику (кстати, к очередной годовщине Куликовской битвы) рискну выложить лучший документально-исторический фильм минувшего десятилетия о древнерусском искусстве. Особое место уделено комментированным съемкам уникальных фресок собора Рождества Богоматери Ферапонтова Богородице-Рождественского монастыря (Вологодская обл.), внесенным в список памятников ЮНЕСКО.




Режиссеры фильма: Дмитрий Чернецов, Михаил Резцов

Государственная премия в области литературы и искусства за 2003 г




Много ли мы знаем о том, что 600 лет назад в Москве жил и творил выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV — начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера? Что в России сохранилось довольно много его авторских работ, важнейшая из которых находится в далеком северном Ферапонтове? «Глубоко продуманный, с огромной мерой выполненный ансамбль, с великим изяществом удлиненных пропорций написанные фигуры, могущественно и ласково подобранные краски на глубокой, в зелень, лазури фона. Хотелось бы знать, где найдется равное этому в Германии или Франции 1500 года, или, может быть, в Англии?» писал о работах Дионисия замечательный русский искусствовед Павел Муратов. Фильм вологодских кинодокументалистов, как и фрески Ферапонтова монастыря, удивительным образом сочетает в себе русскую глубину и европейское качество, столичную величавость и провинциальную неспешность. Меньше чем за час авторы успевают рассказать о многом, и главное, показать почти все, что оставила нам в наследство эпоха Ивана III и его сына.