Всё, что было не со мной, помню...

[Блогово]



Жилой дом (Дом Гусевой), 1832 г., деревянный, ул. Гоголя, 65. Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года. (ИЗ СПИСКА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ВОЛОГДЫ).

В этом доме жил, находясь в ссылке, русский философ Николай Александрович Бердяев.

В 1897 году за участие в студенческих беспорядках Николай Александрович был арестован, отчислен с юридического факультета Киевского университета и в 1900 году сослан в Вологду. Здесь он пробыл до апреля 1902 года, проживая в одном из номеров гостиницы «Золотой Якорь», а также в доме Гусева на Калашной улице (ныне улица Гоголя). В Вологде несколько поменялись политические взгляды Бердяева: он стал отходить от марксизма к индивидуализму.











В группе "Старая Вологда" сегодня выложили фотографии старого дома.

Вот статья о нём из "Вологодских новостей". 1993, 30 ноября.





Кстати, из информации полученной от потомков И.И.Гусева (цитата Леонида Панова):

"Дом принадлежал помещику Саблину. Гусев И.И. купил у вдовы Саблина. В это время проживали в доме ж/д инженер Попель 2 этаж; в 3-м этаже Гютнер, они строили ж/дорогу в Петербург.

2-й этаж врач Сандлер (венерические болезни)

3-й этаж инженер Дмитриев И.И.

В 1917 г. архитектор г. Вологды Анохин Николай Евстигнеевич.

С 1998 по 1910 Гусевы жили в доме, где был магазин (т.е. где теперь ресторан "Север" на пр. Победы - Л.П.). После пожара в 1910 г. жили на Калашной во флигеле во дворе (поле переехали в дом).

При этом проживание в доме доктора Сандлера подтверждается газетным объявлением (1918 г.)



Старые фотографии стали поводом вернуться к разговору о подлинности в вологодской архитектуре. В деревянном доме жили вологжане, известный философ - у дома была ИСТОРИЯ.

Сейчас место не пустое - стоит, что называется "новодел". Но вот ИСТОРИЯ пропала.

И опять цитата из статьи Натальи Душкиной (архитектор, профессор Московского архитектурного института, историк архитектуры и градостроительства; специалист по охране культурного наследия), которое можно отнести и к деревянной архитектуре Вологды.

Цитата: "Город опустошается, теряет не только лицо и историко-культурную ценность (а в этом и есть уникальность, создающая бренд ...), но и экономический ресурс. Если говорить на языке бизнеса, то следует сказать совершенно определенно - сносы и некорректные вторжения в памятники лишают город его реальной стоимости и капитализации, определяемой подлинностью. Цивилизованный арт-рынок давно это усвоил и знает, что копии произведений - от Рубенса до Малевича - равны абсолютному историческому, культурному и экономическому нулю. Во всем мире эта прописная рыночная истина распространяется и на исторические здания."