Тихий свет «Северной Фиваиды»

[Блогово]



Железнодорожная станция Вологда I расположена на 494-м километре от Ярославского вокзала Москвы и на 597-м километре от Ладожского вокзала Санкт-Петербурга. В Москве на Ярославском вокзале в дальнюю дорогу нас напутствовал святой великомученик Георгий Победоносец, поражающий дракона: его скульптура в композии с фонтаном установлена на привокзальной площади. На другой день утром мы прибыли в Вологду. Одноэтажное XIX-го столетия вокзальное здание, где в знак памяти и признательности его строителям сохраняется небольшой колокол, сразу же настроило на путешествие в русскую историю. Невдалеке, за железной дорогой, виднелся собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 30-е годы XIX века. В время советской власти он не закрывался, а с 1940-х стал кафедральным собором Вологодской епархии. И хотя в нашем паломническом путешествии он был последним объектом, который мы посетили, однако начнем наш рассказ именно с него.

Главная святыня собора — мощи преподобного Иоасафа Спасо-Каменского († 1453 г.). Замечательна история как Спасо-Каменного монастыря, в котором подвизался этот святой угодник Божий, так и житие преподобного Иоасафа.

Однажды Белозерский князь Глеб Василькович, плавая по Кубенскому озеру, попал в бурю. Не чая остаться в живых, он дал обет построить обитель на том месте, куда причалит ладья, если Господу угодно будет сохранить его жизнь. И в день Преображения Господня в 1260 году судно причалило к Каменному острову. Здесь Глеб Василькович обрел двадцать три пустынника, которые уже подвизались на острове и просвещали местных язычников, живших по берегу. Князь повелел построить деревянную церковь в честь праздника, в день которого был спасен, и кельи для монахов, поручив настоятельство в обители старцу Феодору.

Позднее, в XV веке, в обители принял монашество один из Заозерских князей — двадцатилетний Андрей Димитриевич, нареченный в монашестве Иоасафом. Всего восемь лет прожил он в монастыре и богомыслием, внутренней борьбой с греховными помыслами, молитвой и нестяжательностью достиг христианского совершенства. Последнее время своей жизни преподобный подвизался в затворе, занимаясь умным деланием, причащаясь каждое воскресенье Святых Христовых Таин и лишь после этого вкушая пищу — один раз в неделю. Скончался святой двадцати восьми лет, приобщившись Тела и Крови Господних. После смерти его мощи прославились нетлением и чудесами, особенно много было случаев исцелений от лихорадки.