О состоянии бюджета Вологодской области

[Блогово]

Прочитал в «Профсоюзной газете» № 22 от 28.06.2012 материал «Минфин проблем не видит» и понял, что во избежание недоразумений состояние бюджета области должен объяснить сам. Дать читателю информацию, что называется, «из первоисточника».

Всем нам привычно распоряжаться личным или семейным бюджетом, поэтому и бюджет региона нам видится этаким большим областным «кошельком». Так ведь? По большому счету, конечно, этот подход верен. Область, как и семья, сколько заработает за год, столько на себя и сможет потратить. Тем более, что и направления расходов семьи и региона часто совпадают: здравоохранение, образование, летний отдых детей….

Но все же надо понимать, что представление о бюджете области как о некоем кошельке, в котором лежит наличность, и при желании можно переложить хрустящие бумажки из одного «кармашка» в другой, является обывательским. Упрощенным. И может сыграть с читателем материалов о состоянии финансов злую шутку. Что, похоже, и вышло в данном случае.

Причем, подчеркиваю, вопросы вызывает не письмо представителя Министерства финансов, опубликованное «Профсоюзной газетой». Оно, как раз, основано на информации, представленной нашим же, областным, департаментом финансов. Непонятно другое: на основании чего редакция газеты в своем комментарии к материалу делает вывод, что «положение Вологодской области не такое уж и тяжелое».

Видимо, информация о том, что остатки средств консолидированного бюджета области составили 2700,6 миллиона рублей, и породила у автора комментария эту пресловутую обывательскую аналогию с кошельком: «зарплату получили, потратили, да еще и осталось».

Но бюджет области – не кошелек с кармашками. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации все кассовые поступления зачисляются на единый счет бюджета. Здесь и собственные доходы, и межбюджетные трансферты, и средства, предназначенные для покрытия дефицита бюджета. Приходят они неравномерно. А расходуются – в соответствии с законодательством. И слова о «наличии финансовых источников для обеспечения финансовых нужд региона» всего лишь означают, что в Минфине уверены – область свои бюджетные обязательства выполнит.

Между тем, за первые четыре месяца в бюджет области поступило 78, 6 % суммы трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных региону в этом году. При плане – 33,3%. То есть на счет пришло более 2-х миллиардов дополнительно. А расходоваться-то они должны не раз в четыре месяца, а в течение всего года!

Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом, формально, возврат задолженности по заемным средствам не относится к расходам бюджета. А за прошедшие полгода, между прочим, область отдала 1129,3 миллиона рублей долга федеральному бюджету и более 470 миллионов рублей банковским учреждениям.

Конечно, для неспециалистов система выглядит запутанной. Это порождает у граждан недоверие к финансовым решениям власти, порождает различные слухи о том, что деньги все-таки есть, просто чиновники это скрывают. Бюджетную отчетность нужно совершенствовать, и нами уже соответствующие предложения направлены в Министерство финансов России.

Но пока ситуация такова, какова она есть. В частности, за четыре месяца 2012 года область недополучила 1,6 миллиардов рублей собственных доходов. Для обеспечения собственных расходных обязательств области приходится привлекать временно свободные средства федерального бюджета, пришедшие на другие цели. На 1 мая объем этих заимствований уже превысил полмиллиарда рублей. Так что ситуация далека от идеальной.

Но главное, мы не должны успокаиваться. Думать, как пишет автор комментария, что «минфин держит ситуацию под контролем и поддержит регион в случае необходимости». Минфин, конечно, поддержит. Но ровно на том уровне, который необходим для исполнения расходных обязательств бюджета. Если мы хотим развиваться, формировать в регионе новую экономику и новое качество жизни, мы должны рассчитывать, прежде всего, на себя. Наша задача – избавиться от долгов, которые тормозят развитие экономики региона. Увеличить приток инвестиций. И, в конечном итоге, обеспечить экономический рост, а, значит – рост благосостояния всех вологжан.

И, наконец, последнее: по состоянию на 1 июля текущего года государственный долг Вологодской равен 25,4 миллиарда рублей, дефицит бюджета – 1,6 миллиарда рублей.