Очковтирательство

[Блогово]

Наш старинный город в последние время перевыполняет планы по темпам установки памятников на душу населения.





Только в 2010 кризисном году во славу Великой Отечественной войны появилось пять памятников — труженикам тыла в парке Ветеранов, стела маршалу Коневу и другие. Художественные достоинства не всегда были понятны, но тема благородна, по этому так ли важно, что стела «голова без плечей» маршала Конева производит жутковатое впечатление.



Год 865-летия Вологды пока не побил рекорды 2-хлетней давности, но город уже обзавелся тремя объектами декоративно-монументального искусства: памятным знаком русско-армянской дружбе, букве «О» и преподобному Герасиму.



Удивительно, что власти города не озаботились организацией общественного обсуждения установки этих объектов городской среды, а кое в чем просто игнорировали мнение вологжан. Впрочем, нам не привыкать, пять лет назад в прошлый юбилей города, так же не спросив: «А надо ли так?», превратили Кремлевскую площадь в голый каменный плац.



Махать кулаками после того как памятники уже установлены смысла большого нет, но несколько обстоятельств все-таки следует обозначить. Зафиксировать для истории. Представляется, что для монумента важно все и идея, и место установки, и его визуальное воплощение. Давайте приглядимся.





Памятный знак российско-армянской дружбе появился за церковью Иоанна Предтечи в Рощеньи, что в сквере на площади Революции. Символом этой дружбы стал хачкар — крест, украшенный традиционной каменной резьбой, с древних времен служивший пограничным знаком в горах Армении. Визуально очень красивый.



Но ведь дружба предполагает равенство сторон. Закономерен вопрос, а что же в этом памятнике символизирует российскую сторону дружбы? Получается, только место в центральной части русского северного города. Но, место это очень специфическое. Старожилы и краеведы помнят, что на этой территории находилось кладбище. В советские времена это кладбище считалось «кладбищем героев продразверстки», т.к. здесь были похоронены красноармейцы «карательно-отбирательного» отряда, убитые восставшими крестьянами в начале 20-х годов 20 века. В 60-е годы кладбище было перезахоронено, то ли все, то ли только памятник красноармейцам, однако кроме парковой зоны там никогда ничего не было. Наверно не зря, даже скамеек не припомню. Почему же, принимая решение об установке в этой части центра не спросили краеведов?

На набережной Вологды по пути следования от Соборной горки до обелиска 800-летия Вас теперь будут встречать два примера металлического декоративно-монументального творчества.



Одно из них, инициатива Института бизнеса — памятник букве «О» для заманивания туриста на вОлОгОдский гОвОр. Оставим в стороне, зачем культурной столице русского севера памятник деревенскому говору и нравится ли вологжанам напоминание об оканьи. Огорчает другое. Инициаторы говорят об установке на собственные деньги, а бюджет выделает 300 тысяч на проект; устраивают голосование о месте и эскизе памятника, а их итоги игнорируются, т.к. победителем был вариант установки на вокзале, да и поставленный проект кованного «О » прошел без конкурса. Это что за ОчкОвтирательство? По итогу сам памятник не очень смахивает на букву «О» (что радует), а скорее представляет собой изящную фоторамку на ножках, правда со странными ушками-завитушками.







Объектом из серии ПВЛ (памятники великим людям) встал на камешке бронзовый и преподобный Герасим. Видимо, с этим памятником Вологда продолжила традицию установки скульптур в малый человеческий рост. Есть у нас «маленький Ленин», теперь есть и ... небольшой Герасим. Он, несомненно, ближе к простому народу, учитывая, что основанием памятника стал небольшой валун. В новости об открытии памятника преподобный Герасим оказался основателем Вологды. Боюсь, что появление этого памятника символизирует новую мифологизацию истории. Если советская история из всяких закоулков выискивала революционное прошлое и классовую борьбу, то теперь подстраиваемся под идею христианской колонизации.

Странно, но мне размеры преподобного архимандрита навевают ассоциации с католическими статуями, которые выносят на торжественные процессии. Интересно, а как скульптура преподобного Герасима согласуется с православной традицией, для которой статуи чужеродное явление? Так архимандрит Рафаил считает, что «статуя — это увековечивание непреображенного и неодухотворенного вещества, тяжкого и давящего». Искусство в пространстве для православного христианства выражается в церковной архитектуре — храмостроительстве. В полном соответствии с этой традицией в Вологде строится часовня преподобного Герасима, строится на пожертвования, долго, трудно, но строится. Зачем же нужен еще и памятник?

На лицо игнорирование общественного мнения. Где развернутое обоснование концепции памятников? Где их широкое обсуждение с общественностью? Кто авторы этих творений? Ну, сколько можно!? А оказывается можно! И проведя полвечера за поисками в Интернете, и сделав запрос на горячую линию системы «Консультант+» я не смогла обнаружить ни одного муниципального нормативного акта о порядке установки памятников, мемориальных и информационных досок и других памятных знаков в городе Вологде. Получается, творю, что хочу никого, не спрашиваю?

Вопросы, вопросы...

Неужели не осознается, что народная молва просто интерпретирует эти памятники, низведя их из воодушевляющих в иронизирующие. У нас уже есть, дрыгинский зуб, памятник лошади, мужик в валенках, маленький Ленин. Будут еще, я уверена. Ну, дак, и что в этом хорошего-то?