Маза в седьмом Семизерье

02.07.2012 [БлогоVO]

Обзор. Продолжение. Начало: http://al-an-dudkin.livejournal.com/182231.html

В седьмом «Семизерье» 288 страниц. Из них около ста имеют прямое отношение к Мазе, к Мазскому сельскому Совету. О своих сорока я напишу чуть позже. Сейчас же о других авторах.

Самый важный для меня материал — исследование вологодской поэтессы и филолога, фольклориста Леты Югай «Ты не ходи да на Забыть-реку, ты не пей да забытной воды...». О причитаниях похоронно-поминального цикла в Кадуйском районе Вологодской области. А кадуйские причёты в основном записаны в нашем и двух соседних сельсоветах.

Лета Югай цитирует причёт Сиры Афанасьевны Китовниной (для меня она — тётька Сира). Плакальщица объясняет покойнице, как надо отвечать при встрече на том свете на вопросы родных. А знание своего места при жизни помогает их найти после смерти.

Она спросит, горюша бедная,

А ты откуды да с кою сторону,

А ты скажи-то да ей, Марусенька,

А уж как я-то да сиротиночка,

Уж как области да Вологодские,

А района да я Кадуйского,

А сельсовета да буду Мазского,

А из деревни да Заэрап

А уроженка да Китовнина,

А жена-то да буду Фотина,

А тут тебе-то да попризнается.




Лета Югай пишет, что обряд проводов на Забыть-реку и сам образ «Забыть-реки» не встречается больше нигде. Только в причётах, записанных в Кадуйском и Белозерском районах Вологодской области. «Река в народной культуре служит символом границы. Тоска часто ассоциируется с жидкостью, в том числе, с забытной водой: «во многих случаях забывание оказывается простым синонимом избавления от тоски». Связь забвения и воды также прослеживается и в других жанрах: например, в заговоре от тоски, причём эта связь видна как на словесном, так и на акциональном уровне (уровне действия). Эти наблюдения подтверждаются записями, сделанными нами летом 2011 года в д. Шоборово. «А это как раньше было: если пойдёшь на забудь-реку, то призабудёшься», — комментирует образ Забыть-реки Зоя Степановна Сазонова. «Легче будет», — добавляет Мария Петровна Петрова. Для избавления от тоски нужно стать посреди реки, умыться, поклониться Богу, помолиться и трижды сказать: «Куда вода течёт, туда тоска моя пускай идёт». Мария Петровна вспоминает другой текст, слышанный от матери: «Ты быстрая, ты шустрая. Тебе речка на теченье, а мне рабе Божей на излечение».

Миниатюры из записной книжки Алексея Башкирова (в настоящее время он служит в одной из вологодских церквей) в основном посвящены деревне Капчино, из которой родом его мать. И в которой он и его брат Андрей проводили в своё время летние каникулы у бабушки.

Многое А. Башкировым записано именно со слов матери: «В марте сорок второго года мама пришла с окопов. Она скидывала снег с овина в деревне Капчино. Вспоминает: „Вдруг налетели самолёты с крестами. На станции ещё не было зенитной установки. Я заметила наш „ястребок“. Он вёл бой с немцами, а потом задымил и пошёл вниз. Раздался взрыв... Я заревела и побежала домой“. Летом приезжал военспец на место падения. Стали копать, но ничего не смогли сделать. Самолёт врезался в берег реки и без насосов работать было невозможно. Нашли карандаш и ещё что-то. Сейчас там стоит памятник...».

Дачница из Уйты Наталья Миняева представлена небольшим лирическим рассказом о своей деревне и стихами:

Вот однажды, не выдержав паровозного зова,

Я вскочу на подножку вагона любого.

И недели разлуки в недели сожмутся,

Мои руки с твоими навеки сомкнутся.

Мне бы только увидеть глаза твои синие,

Мне бы только сказать, как люблю тебя сильно я.

Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика