Задачи развития Вологодской области на перспективу

[Блогово]

Одним из важнейших приоритетов является построение новой экономики. Повышение устойчивости и модернизация приоритетных секторов экономики будут продолжены на основе кластерного подхода.

До конца текущего года будут разработаны конкретные программы развития четырех опорных кластеров: лесного, строительного, агропродовольственного и рекреационного.

Коротко остановлюсь на тех направлениях, которые лягут в основу программ.

Для структурирования и развития лесного кластера необходимо выстраивание всей цепочки — от строительства лесных дорог до глубокой переработки сырья.

Так, в 2011 году было построено более 180 км лесных дорог круглогодичного действия. Отмечен рост индекса производства в лесозаготовке и деревопереработке, а также в целлюлозно-бумажном производстве.

Мы продолжим работу в данном направлении с учетом того, что проблема глубокой переработки древесины остается для нас самой важной. Ее решение мы должны поставить во главу угла развития отрасли.

Это и развитие целлюлозно-бумажного производства, а также производство новых плитных материалов (фанеры, МДФ, OSB) для переработки лиственной древесины низкого качества, не имеющей гарантированного сбыта на внутреннем и внешнем рынках.

И производство биотоплива из отходов лесозаготовки и низкокачественной древесины использования в энергетических целях, другими словами, развитие «зеленой» энергетики, а также другие направления.

В основу развития строительного кластера будет положено развитие производства конструкционных материалов для деревянного малоэтажного домостроения. На сегодняшний день его востребованность очевидна. По сравнению с 2010 годом в прошлом году производство малоэтажных модульных домов было увеличено на 5 тысяч кв.м. общей площади и составило 38 тысяч кв.м.

Кроме того, для нашей области (при невысокой плотности населения) оно должно стать главным направлением обеспечения ускоренного роста жилищного строительства и решения жилищных проблем вологжан.

Все условия для развития такого кластера есть — у нас работают предприятия, производящие основные элементы, необходимые для малоэтажного домостроения с использованием современных технологий, с высоким уровнем конкурентоспособности.

Исторически сложившаяся производственная и сельскохозяйственная база, выходы к основным рынкам сбыта являются основанием для формирования на территории области агропродовольственного кластера по производству качественной продукции под единым брендом «Настоящий вологодский продукт».

Логика здесь простая. Если наши производители не получают ценовой премии (относительно цен на товары конкурентов в данной категории), то необходимо развивать «зонтичные» бренды. То есть выпускать под одной маркой сразу несколько групп товаров. Это будет поддерживать продукцию региональных компаний, позволяя им в то же время сохранять свою индивидуальность.

Наша главная цель — создание в регионе замкнутого цикла производства экологически чистых, востребованных на рынке продуктов питания с максимальной добавленной стоимостью.

Ведущим звеном пищевого производства в области является производство молока и молочных продуктов. Вместе с тем, перспективными направлениями являются переработка ягод, овощей, фруктов, грибов, производство соков, детских каш, а также товарной рыбы и даже икры. Необходимо продвигаться и по другим направлениям, развивать картофелеводство, птицеводство, мясное скотоводство и другие отрасли. Кооперация предприятий в рамках кластера позволит обеспечить потребителей высококачественными продуктами и повысить конкурентоспособность продукции местных производителей за пределами не только региона, но и страны.

Разнообразие природы Вологодчины с ее уникальным северным ландшафтом, а также наличие значительного историко-культурного потенциала и богатые культурные традиции составляют основу для развития рекреационного кластера.

Нужно создавать новые туристические маршруты, новые зоны притяжения туристов. Мы должны шире пропагандировать область на российской и мировой арене, привлекать бизнес к строительству объектов инфраструктуры. Реализация уже известных проектов, а также разработка новых туристских продуктов должны превратить туризм в заметную составляющую экономики. Доля туризма в ВРП области должна составить не менее 5%.

Следуя общим трендам модернизации экономики, в качестве приоритета мы определили поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в производственном секторе, оказывающих услуги населению, занимающихся инновационной деятельностью. В 2011 году мероприятия программы по поддержке малого и среднего бизнеса фактически профинансированы на сумму 206,6 млн. рублей (147,8 млн. рублей из федерального бюджета и 58,8 млн. рублей — из областного бюджета). Предоставление указанных видов государственной финансовой поддержки в 2011 году позволило создать 955 новых рабочих мест и сохранить 4418 рабочих мест.

В будущем «весомость» нашей поддержки будет целиком и полностью зависеть от наполняемости бюджета.

В итоге всех предпринятых действий по модернизации экономики, основные из которых я перечислил, в 2016 году валовой региональный продукт должен вырасти в 1,5 раза!

Вместе с тем, для формирования посткризисного механизма экономического роста необходимо активно заниматься развитием инфраструктур.

Общаясь с вологжанами, больше всего жалоб я слышу на качество дорог.

У нас в области только около 4% региональных дорог отвечают нормативным требованиям. Причинами такого состояния дорожной сети является многолетнее недофинансирование дорожного хозяйства (и, как следствие, накопленный «недоремонт» дорог).

В 2011 году в рамках действующей долгосрочной целевой программы решались проблемы низкой пропускной способности автодорог. Например, в Череповце открыта транспортная развязка, которая вместе с мостом через Ягорбу позволит разгрузить центральные улицы и проспекты города. В Вологде идет реконструкция автодороги М-8 «Холмогоры» и А-114 Вологда — Новая Ладога на выездах из города.

Но все это — «капля в море». Изменить ситуацию в дорожном хозяйстве призван созданный региональный дорожный фонд. В 2012 году в нем будет сосредоточено 4,7 млрд.рублей.

Определены три приоритета расходования средств регионального дорожного фонда — благоустройство городов, сельские дороги, ремонт внутригородских дорог.

Перед нами стоит очень важная задача — потратить эти средства максимально эффективно. Будут созданы единые правила выделения денежных средств Дорожного фонда, исходя из километража дорожной сети в каждом районе области. Эти правила начнут действовать уже со следующего года.

Важнейшим направлением остается для нас дальнейшая газификация Вологодчины — пока природным газом обеспечено только 15 муниципальных районов области из 26.

В рамках Программы газификации регионов Российской Федерации в 2011 году завершено строительство межпоселкового газопровода в Шекснинском районе протяженностью 12,78 км, подготовлено к приему газа 196 потребителей. В Вологодском районе протяженностью 19,13 км, подготовлено к приему газа 293 квартиры.

В рамках реализации целевой программы по газификации области выполнены мероприятия по строительству распределительных газовых сетей в 8 муниципальных районах в объеме 35,4 млн. рублей.

Вместе с тем, понимая, что этих усилий явно недостаточно и отсутствие газа в районах ведет к высоким тарифам на жилищно-коммунальные услуги, мною были достигнуты договоренности при личной встрече с Председателем Правления ОАО «Газпром» А.Миллером о том, что уже в этом году начнутся работы по газификации еще 5-ти районов области. Это Белозерский, Вашкинский, Вытегорский, Кирилловский и Устюженский районы. Кроме того, сдвинулся с «мертвой» точки вопрос строительства закольцовки систем газоснабжения городов Череповца и Вологды.

В сфере энергетики в области продолжится реализация ряда крупных инвестиционных проектов, начиная от развития генерации — строительства парогазовой установки на Вологодской ТЭЦ и энергоблока № 4 Череповецкой ГРЭС, до локальных подстанций электросетевого хозяйства.

Энергетические объекты строятся и в индустриальных парках «Шексна» и «Сокол».

Надо сказать, что в инфраструктуру парков уже вложены значительные средства областного бюджета, однако реальной отдачи в виде налогов и новых рабочих мест мы пока не увидели. Конечно, развитие этих индустриальных парков будет продолжено, но исключительно в условиях сбалансированного бюджета.

Наша задача — привлечь в них как можно больше резидентов. И при этом не обязательно делать ставку на инвесторов с многомиллиардными оборотными активами, создавая огромные по размерам промышленные площадки.

В целом мы должны активизировать свои усилия по привлечению инвестиций в экономику области. Именно за счет инвестиций создаются новые рабочие места, причем качественные рабочие места, способные обеспечить высокие стандарты жизни, достойный заработок и возможность содержать семью. Будет проведена серьезная работа по поиску инвесторов и особое внимание уделено активному маркетингу территории: нам важно проинформировать потенциальных партнеров о наших инвестиционных возможностях.

В то же время важно не только привлечь, но и суметь удержать на своей территории инвестора. Главное, что для этого требуется — адекватная институциональная среда, поддерживающая инвестиционную активность.

Именно с этой целью, в том числе благодаря пониманию депутатского корпуса, и создано открытое акционерное общество «Корпорация развития Вологодской области». Ее функционалом станет целевой поиск инвестиционно-активных партнеров в приоритетные отрасли экономики; комплексное сопровождение инвестиционных проектов на основе единого регламента работы с инвесторами, определяющего алгоритм поведения всех уполномоченных органов.

Для установления «прозрачных правил игры» и информированности инвестиционного сообщества о приоритетах и инструментах предусматривается разработка инвестиционной стратегии региона.

Спектр инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации в ближайшей перспективе достаточно широк. Это касается и проектов в базовых секторах экономики, в первую очередь, в химической промышленности (запуск производства карбамида состоится уже в ближайшее время, строительство производства аммиака № 3, а в перспективе — и создание газохимического кластера), а также проектов в области энергетики, машиностроения, лесопромышленного, агропромышленного комплексов.

В числе наиболее значимых инвестиционных проектов — масштабная модернизация Сухонского ЦБК, строительство Вологодским молочным холдингом животноводческого комплекса на 1500 голов стада, выращивание и переработка плодово-ягодных и овощных культур «Вологодской ягодой»«, строительство фирмой «Диана» бассейна для содержания осетрового маточного стада и другие.

В ближайшие 6-10 лет нам предстоит создать современную, динамично развивающуюся социальную сферу.

Для этого мы должны решить следующие системные вопросы.

Во-первых, сформировать независимую систему оценки качества работы учреждений социальной сферы, включая критерии эффективности, рейтинги социальных учреждений, принятие профессиональных и этических кодексов.

Во-вторых, определить современный набор социальных услуг, необходимый для граждан.

В-третьих, нужно открыть социальную сферу для предпринимательства, для некоммерческих и общественных организаций, создавая тем самым необходимую конкуренцию.

При этом одним из существенных механизмов реализации социальных программ должно стать государственно-частное партнерство.

Важной составляющей политики Правительства области является повышение эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления. С этой целью будет создана четкая система оценки работы каждого руководителя и органа власти в целом. Еще один важный шаг — создание эффективной системы управления на местах и связанное с этим, проведение работы по модернизации системы местного самоуправления области.

Органам местной власти придется серьезно повысить гибкость, оперативность принятия решений, а самое главное — результативность своей собственной работы, от которой зависит и экономическое, и социальное самочувствие всего региона.

Ежегодно главы районов будут отчитываться перед жителями о том, как развивается район, какие проблемы являются наиболее острыми. Вместе с населением должны определяться основные направления работы, в том числе с привлечением областных ресурсов там, где это действительно целесообразно и продиктовано объективной необходимостью.

Я глубоко убежден в том, что важнейшим фактором развития государственного и муниципального управления все больше становится включение в этот процесс непосредственно населения.

Нам важно понять — время кабинетных решений проходит. Нужна «обратная» связь с населением.

Мы должны точно доносить до общества, что планируем делать, какую цель ставим, для чего и какими инструментами будем реализовывать наши планы. Ведь только в открытом и постоянном диалоге с населением можно заслужить его поддержку и укрепить доверие к власти.