По воде до Сыктывкара: часть 6, в которой ничего не происходит

[Блогово]

На день вообще без стоянок у меня согласно плану будет аж два поста. Ну просто потому что второй пост совсем особенный, его никак нельзя было растворить в основном массиве.



Пока что мы шли на "Яковлеве" по заповедной реке Вычегде, на которую уже лет тридцать не заплывал ни один крупный теплоход. Об этом, собственно, и будет несколько медитативная шестая часть отчёта.















"Яковлев" дальше Сольвычегодска по Вычегде не ходил никогда. Я, впрочем, после саммита с гопниками, пользуясь тем, что в Сольвычегодске мы планировали стоять на обратном пути, хорошо так поспал и проспал не только Сольвычегодск и Коряжму, но и еще довольно большой участок после.



Вот, кстати, забавный факт: я оба раза (и туда, и обратно) проспал что Эжву, что Коряжму. Две промышленные зоны, два целлюлозно-бумажных комбината. Больше таких мест практически нет - остальные хотя бы в одну сторону я видел. И ведь не сказать, что специально, в поддержку "Гринписа". Нет, просто так вышло. Так что не будет в этом круизе индустриальных фотографий.



Вычегда еще в советской книге "Реки Севера" называлась второй в СССР рекой по скорости изменения глубин и условий - т.е. весьма тяжелой для судоходства. Забегая вперёд, мы по большой воде этого вообще не заметили - ни одной проблемы. Конечно, команда у "Яковлева" отличная, но, похоже, что в мае там действительно можно ходить спокойно.



Также Вычегда - это река, которая наиболее часто мне снилась. Дело в легендарной "Заре" Котлас - Казлук, которая так и не далась никому, кто её искал. Каждый раз при попытке на ней прокатиться ее то отменяли, то мы на неё опаздывали, а когда Саша Фетисов специально взял отпуск и засел в гостинице в Котласе, она сломалась так, что за неделю не починилась. Давалась она только тем, кто ехал недалеко и случайно - вроде Севы, который как-то проехал на ней в Сольвычегодск, там и сошёл. Женское поведение, ммм? :))



К счастью, можно чуть вырасти и с помощью мозга и везения реализовать мечту немного с другой стороны. В конце концов, на "Яковлеве" даже лучше идти по Вычегде. И уж точно дальше.



Так вот, мне снилось, какая она - Вычегда. И в заметной степени она примерно такая же и оказалась. Может только чуть более солнечная, что ли.





Еще году в 2003 в Котласе я делал подобные фотографии - в том районе следы от самолётов на небе многочисленны и красивы.





Сложность с Вычегдой в том, что на ней мало что происходило. Наиболее крупным событием на всей реке была деятельность Стефана Пермского - он знатно походил туда-сюда, понаделал дел. Вообще, интереснейший персонаж; независимо от вашего отношения к религии рекомендую прочитать его житие или что-то подобное.



uchazdneg про него много и колоритно рассказывает. Если вкратце, Стефан Пермский был по матери коми, а по отцу русский, оттого с детства хорошо знал местную культуру. Юношей он был амбициозным и умным, но карьера в политике :) его не прельщала; а, кроме того, он полагал, что, раз назван в честь мученика Стефана, есть смысл сделать какой-нибудь подвиг и тоже принять мученическую смерть. Ну, не в смысле сразу утопиться, а всё-таки сначала что-то сделать :)



И он, в качестве уже известного навыками и умом послушника, пишет в Москву с просьбой пойти на свою "полу-родину" и окрестить зырян. Ему такое разрешение дают, и он идёт вверх по Вычегде. А так как настрой у него был понятно какой, то он ведёт себя весьма активно и даже местами нагло - сам гадостей не делает, но зато совершенно спокойно выходит один против многих, бросает вызов местным колдунам и так далее.



И, надо сказать, имя-именем, а небо его хранило. Возможно, он ожидал, что его прибьют в первой или второй схватке, а он умер в старости в Москве. Думаю, во многом причина еще и в мягком нраве зырян, которые не очень-то стремились к агрессии.



В общем, Стефана признали, он наворотил много дел - азбуку придумал зырянскую, крестил местных, культурой занимался, в Москву ходил как посол. В преклонном возрасте он по описаниям предстаёт таким учителем йодой - обменивается приветствиями на расстоянии с Сергием Радонежским (красивая история, почитайте) и при жизни становится непререкаемым авторитетом.



Понятно, что многое могло быть на самом деле не так; но, даже с поправкой - очень круто человек пожил. Сделал всё, что мог, и даже больше. Всё-таки некоторое везение нужно каждому :)



А кроме этого там мало что было :) Деревень на Вычегде немного, поэтому каждую мы фотографировали подробно.













Встречные иногда даже ходят, хотя я был готов даже к полному их отсутствию.













Посмеялись, что этот толкач назван в честь Севы Путника. Впрочем, географию Армении мы тоже знаем.





Деревни вполне себе северные, однако достопримечательностей с реки не так много видно. Церквей меньше, чем на Северной Двине; изб редких издалека тоже мало заметно.





Вот нашли какую-то малоизвестную науке церковь (zoom 20X).









Мощное плавсредство.





Жалко, блин, лес помногу рубят. Везде почти на севере.





Местами Вычегда напоминает какую-нибудь Ангару в районе ближе к Енисею - сибирский такой размах, жилья мало.





Так как плыли мы довольно долго, а происходило мало чего, а знали туристы про Вычегду еще меньше, то Мише пришлось взять микрофон и рассказать то, что он знает. В частности, он и подсадил меня на Стефана Пермского - потом уже и книжку купил.









Интересный дом на дальнем плане.





Начали появляться первые церкви. И вот тут, блин, мне стыдно, потому что я забыл, что это за деревня. Рябово? Миша, поможешь?





















Дочка капитана Вика чрезвычайно симпатична, но как посмотрит недобро - сразу как-то боязно :)))))) Шучу.





Некая штука типа парома, но я не совсем понял, используется ли она, как именно и как часто. Впрочем, Миша говорит, что вроде бы Архаавтодор по телефону отвечает на вопросы вообще почти про все паромы на Вычегде; даже те, что на территории Коми.





Технологии на "Яковлеве" цветут и пахнут - на этой фото видно, что одна из камер снимает, что происходит на кухне. В тот момент происходил суп с фрикадельками.





По-моему, это Сойга.









Потёмкинская деревня as is.









Ира depuis ждёт родину.





Еще лесовоз. Вообще сложное отношение у меня к лесовозам - в основном, конечно, к тем, что на колёсах :) Сколько я на них проехал автостопом, сколько они меня выручали - а плохо ведь лес рубить в таких количествах. Нехорошо. Противоречие.





А вот и одна из основных достопримечательностей этого дня - Ошлапье. Родина Иры. Надо сказать, что эту церковь погубили не коммунисты, не водохранилища (их тут нет) и не войны, а Вычегда вкупе с неосторожностью местных жителей. Сохранились документы, что им еще при постройке советовали отнести ее подальше от берега. Впрочем, держалась церковь долго и рухнула относительно недавно. Что особенно грустно, в ближайшие годы еще у 2-3 церквей во Вычегде есть шансы повторить её судьбу.





















Ошлапье - родная деревня Иры. Тяжеловато, конечно.





Вскоре появляются храмы так называемых "Зырянских ворот" - неподалёку от границы Архангельской области и республики Коми. В деревнях Вожем и Цылиба церкви стоят почти друг напротив друга.













Одна из моих любимых фотографий за всю поездку.





















За эту тоже не стыдно.









Геометрия в небе по-прежнему колоритна - в природе такие прямые линии редко встречаются.





Неожиданно условно пассажирский кораблик. Но ничего про него не понятно.





Деревня Ирта. Мы там еще будем, на обратном пути.





И там церковь.





Но всё-таки плыть весь день тяжело, и Лена как-то пытается развлечь туристов - то песней, то добрым словом :)





Заготовка для фарерского флага.





Закаты в тех местах красивые. Как и почти везде на севере.

























Еще заготовка для флага.











И вот в таких воздушных декорациях повествование неожиданно прерывается - не на ночь, нет. С нами произошла еще одна интересная история, но о ней отдельно.