По воде до Сыктывкара: часть 5, от Устюга до Котласа

[Блогово]

Поскольку про котласских гопников я написал немного раньше (внизу будет ссылка), то позволю себе немного сбить ритм всему кварталу, и сначала расскажу про Троице-Гледенский монастырь, потом про Дымковскую слободу, а уж потом про Малую Северную Двину, по которой немногие корабли недолго плывут от Великого Устюга к Котласу.

















Троицко-Гледенский монастырь расположен предположительно на месте старинного исчезнувшего города Гледена. Визуально — почти напротив Устюга, а если по дорогам, то километров 15-то получается.





Да и дорогу-то построили недавно, в 1980-е, к приезду Егора Лигачёва (он кстати вполне себе жив еще, я и не знал. Здоровья!). А раньше водили экскурсантов через эти полузатопленные долины и болотца :) Не все приходили сухими.





Вид на Устюг и на наш «Яковлев» там.





Очень интересный природный эффект. Интересно, как такое получилось?









С холма виден один из устюгских паромов.





Монастырь имел тяжелую судьбу, его пытались закрыть все, кому не лень; однако останавливало наличие уникальной ценности — одного из самых красивых в России иконостасов.





Он почти без потерь пережил все тяжелые годы и сейчас считается одной из основных достопримечательностей Вологодской области.





Серьезная резная работа с деревом сочетается с довольно красивыми иконами, выполненными несколькими мастерами.













Как вы видите по трещине, хрупкий иконостас вновь требует реконструкции. Дадут ли денег, нет — большой вопрос.





А так, конечно, сильно впечатляет — хоть я барокко это не особо-то люблю. Но как творение целой команды отличных профессионалов своего дела — очень мощно.





Возвращаемся к прозе жизни. Такой вот мрачноватый знак на автобусе.





На церковь в окрестном селе денег совсем нет.





Богатый культурный мир местных жителей выражают и такие дома. Сорри за качество, снимал из подпрыгивающего на колдобинах автобуса на ходу, но примерное представление можно получить. Он там такой и не один. Правда, не сказать, что это именно северная культура.




Заехали в Дымковскую Слободу, вот она-то уж точно прям напротив города. Зимой ходят по льду.





Состояние церквей, однако, так себе, да и внуть не зовут.









Вид на «Яковлева».





Пора прощаться с Устюгом. Снова заехать определённо стоит — ради музеев, резиденции Деда Мороза, атмосферы. Но всё-таки ощущения остались смешанные. Какой-то это... windy town, много церквей, разбросанных по поверхности, и ветер между.





Но до того, как окончательно покинуть город, «Николай Яковлев» проплывает мимо еще некоторого количества церквей.









Местная флотилия.





И еще один местный паром. В Устюге сходятся Сухона и Юг, и образуется река Малая Северная Двина (местные ворчат, что она не Малая, а обычная, но мы будем придерживаться классической трактовки). Всего примерно 80 километров до Котласа, там впадает Вычегда, и дальше уже настоящая Северная Двина. Этот участок интересен огромным количеством церквей по обоим берегам — статус «пригородов» богатого Устюга обязывал. Зато оба крупных промышленных посёлка — Красавино и Приводино — на заметном отдалении от реки.

















К этому моменту родился еще один локальный мем: «Для любителей встречных — встречный!».









C «Яковлевым», помимо прочего, интересно еще и то, что он постоянно ставит тебя в положение, когда ты попадаешь в какое-то место, в которое много лет мечтал попасть, а потом пытаешься вспомнить — так ли ты себе это представлял? Особенно много мне, конечно, снилась Вычегда, но и этот участок — прям давняя мечта.

























Церкви Устюжской школы красивые, конечно. Хоть это и не мой любимый стиль.













В этих местах родилось сразу несколько крупных российских путешественников, в частности, Семён Дежнёв и Ерофей Хабаров.

















Перед Котласом — железнодорожный мост.





Евка считает, что встретить поезд на мосту — к счастью.





Поезд тоже удивился, и мы обменялись длинными гудками.





Когда-то в задней кабине такого я проехал от Микуни до станции Сольвычегодск.





А церкви всё появляются и появляются.





Отнсительно новый автомобильный мост. Раньше тут с дорогой на большую землю было плохо.





Центр Котласа.





Речной вокзал Котласа.



С утра мы уходили в неизведанное — в главную часть поездки, на Вычегду. Ради чего всё, так сказать, и задумывалось. Об этом — в следующей части.



А вечером неожиданно состоялся первый из once-in-a-lifetime эпизодов, с гопниками и пустым городом. Об этом можно прочитать тут. Но не последний, нет.