В ВОЛОГДУ – ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДОЙ

09.05.2012 [БлогоVO]

В ВОЛОГДУ — ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДОЙ

Мощные моторы пассажирских теплоходов начали бурлить воду безграничных просторов Северо-Запада России. В регионе стартовала очередная навигация. А вместе с ней свой, который уже по счету, весенне-летний туристический сезон открыл и портал 110km.ru. Правда, мы предпочитаем бороздить нашу землю автомобильным транспортом. Что, в принципе, понятно.

С первым десантом интуристов мы на этих майских праздниках встретились у стен древнего Кирилло-Белозерского монастыря. В честь открытия сезона и, по счастливому обстоятельству, нам, как первым покупателям, продавцы сувенирной продукции сделали роскошную скидку и бесплатный подарок. Но этому «гешефту» предшествовала дальняя и крайне непростая дорога по маршруту: Санкт-Петербург-Вологда-Кириллов, и обратно.

В общей сложности, мы проехали около 1750 км, ведя в дороге импровизированный путевой дневник. Мы долго плелись в хвосте мотоциклетного пробега, посвященного 67-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне. Стали невольными свидетелями последствий двух довольно серьезных ДТП. Увидели, как может резко поменяться температурный режим. Порадовались таким веселым географическим названиям, как, скажем, д. Лужа, д. Попчиха, д. Дэу, р. Ваня и пр. Поняли, что стрелка в красной зоне шкалы наполненности топливного бака в здешних местах — это реальный риск оказаться посреди леса не у дел. И, в принципе, получили массу эмоций самого разного характера.

Если кто намерен проехать нашим маршрутом, ему будет небезынтересно узнать, к чему необходимо подготовиться, отправляясь с гранитных берегов Невы на необустроенные, но от этого ничуть не теряющие своей очаровательности, берега реки Вологды.

Перед Тихвином — как после авиаатаки...

Прямого пути от одного города до другого — 670 км. Ровно половину этой дистанции вы проедете по территории Ленинградской области, другую половину — по лесным просторам Вологодчины. Сказать, какой регион уделяет качеству своих «направлений» большее внимание, не получится. Как с одной стороны, так и с другой, есть и идеально ровные магистрали, и такие, что совсем не подходят под понятие «дороги». В его дословном понимании. Понимании человека, живущего в индустриальном XXI веке. И, попадая на «графские развалины», невольно вспоминается цитата из П. Мельникова-Печерского («В лесах», I том): «Дороги — не приведи Господи!».

Самый что не есть настоящий «паркет», с качественной разметкой и обустройством обочин, мы обнаружили лишь на трех участках: от СПб до д. Юшково (мост через Волхов, Мурманское шоссе, 113 км пути), около сотни километров Федеральной автодороги А-114 (участок сразу после кругового движения у Тихвина и до 309 км), а также за 90 км до Вологды. На последнем участке следует быть предельно внимательными: придавить «гашетку» на ровном асфальте — искушение сильнейшее, но именно здесь смонтированы «видеоглазки», где мы однажды «прокололись». Теперь ждем 3-4 недели до того момента, как добрый почтальон принесет нам «письмо счастья».

Трасса А-114 пролегает от Новой Ладоги до Вологды. Сразу после поворота с «Мурманки» мы поняли: закончился Запад, начались суровые российские будни. Многочисленные ямки, пробоины, нескончаемые трещины — к сожалению, ничего нового.

Зачастую машины следуют по встречной, где поверхность асфальта чуть лучше. Информационные табло, оповещающие о километраже до конечной цели нашего путешествия, то и дело вводят в заблуждение. К примеру, сейчас могут показывать одну цифру, а проедешь десяток-другой миль, начинаешь сверять показания прошлого знака и только что «нарисовавшегося», и ничего ровным счетом не понимаешь. Где успел «сэкономить»? Где нагнал?

Примерно за 20 км до Тихвина (по нашему одометру — 210 км, в месте кругового движения с памятником-самолетом) надо запастись невероятным терпением, потому как даже оккупанты-фрицы не нанесли нашим дорогам такого урона, который можно встретить на данном участке. Вот где точно можно снимать фильмы про тяжелые военные дороги Великой Отечественной!... Чтобы хоть как-то уберечь подвеску от нежелательных ударов, автомобилисты передвигаются по обочине. Опять же на ум приходит избитое выражение о том, что самое ровное место на российской дороге — именно обочина. При этом, как мы поняли, данный участок все же будет отремонтирован. Правда, пока строительная техника почему-то занята исключительно обустройством прилегающих к магистрали территорий. Наверное, ждут выделения денег. И когда они поступят? Людям же ездить надо...

Оставив позади Тихвин (он, правда, остался немного в стороне), можно отдохнуть. В том смысле, что наконец-то судьба готова отблагодарить вас за утомившую тряску — практически до самой границы с Вологодской областью качество дорожного покрытия (за редким исключением) — сносное. Заправки встречаются с завидной регулярностью, обочины, к счастью, незахламленные, тяжеловесных фур немного. На 223 км — въезд в д. Астрача (р. Тихвинка): справа — памятник Советскому солдату-победителю, напротив — местный музей Боевой Славы.

Помним о дозаправке

Примерно на 328 км — въезд на административную территорию Вологодской области. Дорожный знак информирует о том, что до Вологды остается 330 км. Ну, никак не сходится с показаниями одометра, погрешность в 15-20 км. Пока еще скромное майское северное солнце осветило землю, и в его свете мы заметили, что соседи встречают петербуржцев улучшенным качеством покрытия. Во всяком случае, на 20 км эта характеристика точно действует. В д. Сазоново рекомендуем наполнить бак, потому что несколько десятков километров просто не встретить АЗС. Не говоря уже о пунктах шиномонтажа и СТО — с этим сервисом на А-114, прямо скажем, туговато.

350 км позади. Налево — Чагода, направо — Чагодощенский стекольный завод. На 378 км, в районе с. Покровское начинается не самый приятный дорожный участок, внешне напоминающий «бетонку»: практически белый асфальт, с толстым продольным швом в центре, будто образовавшейся от времени трещины между плитами. Участок этот «долгоиграющий», переходящий в соседний с Чагодощенским Череповецкий район, с «подлыми» ямами и перпендикулярными «молниями», гнать лучше не следует. Есть, конечно, свежие «заплатки», но они редки.

Именно здесь, уже на обратном пути, мы увидели перевернутый грузовичок с сильно разбитой кабиной и разбросанные на несколько метров в округе обломки обвеса и кузова. Похоже, авария произошла незадолго до нашего появления, поскольку от останков кабины еще исходил дымок, а человеку, по всей вероятности, водителю, остановившиеся коллеги по движению оказывали психологическую поддержку.

Ближайшая, после долгого перерыва АЗС — на 442 км пути. Это через 5 км после поворота на Устюжну. За 200 метров до заправки — пост ДПС и строящаяся часовня св. Николая Чудотворца. Опять советуем заправиться, поскольку потом это можно будет сделать лишь на 530 км. На 546 км — поворот на Череповец. За пару километров до него справа по ходу вы и сами поймете, что где-то рядом знаменитый своим хоккейным клубом город металлургов — обилие промышленных труб и мощный смог подскажут вам об этом.

Здесь уже дорога начинает быть похожей на то, чем, собственно говоря, и названа. Все чаще встречаются деревни и более крупные населенные пункты. На 555 км — поворот на Белозерск (еще 85 км), направо видны хвосты самолетов, здесь действующий аэропорт местного значения. 572 км — въезд в Шекснинский район, дорожники проводят ямочный ремонт, в связи с чем движение транспортных потоков искусственно дозируется. 580 км: направо — Индустриальный парк «Шексна». Через полтора десятков километров — сам городок Шексна, с большим и высоким мостом через одноименную реку. Тут же несколько заправок, 2 шиномонтажа, автосервис. Местность пошла чуть гористая, участились знаки, предупреждающие о возможном появлении лосей.

«В Вологде — где, в Вологде — где»...

Вплоть до Вологды (а это еще 80 км) А-114 просто песня. Но, как мы и предупредили вначале, полно видеокамер, не разгонишься. В Вологду въехали по Ленинградскому шоссе под специально приготовленную для такого случая одноименную песню из репертуара «Песняров». Заблудиться в городе трудно — он маленький, и все основные улицы/проспекты ведут в центр.

На одной из главных магистралей 300-тысячного областного города — ул. Мира, напротив храма Николая Чудотворца на Глинках (XVII век) — мы стали свидетелями недавно свершившегося ДТП с участием мотоциклиста. Удар о «десятку» оказался таким сильным, что спортбайк выкинуло на пешеходное ограждение, помяв его железные дуги. Инцидент сразу же собрал вокруг себя массу зевак, каждый из которых, ясное дело, счел нужным дать свою картину происшедшего. Но, похоже, обошлось без жертв.

Автопарк Вологды, как мы убедились, вполне и вполне свежий — много хороших современных машин, особенно кроссоверов. При этом поразило обилие Lada Granta, Daewoo и китайцев, прежде всего, хэтчбеков Geely MK. Перехваленных у нас Solaris немного, куда больше тех же Kia Rio. Маршрутный транспорт — «престарелый», много автобусов КамАЗ, которых , скажем, в СПб днем с огнем не сыщешь.

Что смотреть в Вологде? Естественно, Кремль с красивейшим Софийским собором, высокой колокольней и огромной площадью, упирающейся в реку Вологду, а также памятник поэту К. Батюшкову на ее берегу. Впечатляет! Старинных церквей в городе — пруд пруди, они красивы, жаль только, их пока что не коснулась рука реставратора. И вообще, бросилось в глаза, что фасады местных жилых (не говоря уже о промышленных) зданий пребывают в самом печальном виде. Дороги ужаснейшие, причем, даже в центральной части Вологды. Мы бывали в городе 8 лет назад, а потому имеем возможность сравнить. Скажем так: никаких позитивных перемен с обустройством домов и улиц не заметили. Разве что в 2004-м дорожные ямы «заделывали» кирпичами, а сегодня — тротуарной плиткой.

В унисон дорогам «поют» бордюры и газоны. Все выглядит как-то хаотично и не разумно, хотя нельзя сказать, что город грязный — бумаги и бутылок практически не видно, убирают. За истекший с момента первого визита в Вологду период появилось много современных ТРК и магазинчиков. А вот набережной реки Вологды по-прежнему нет. Отчего водная артерия выглядит слегка диковато.

Порядка 7 км от центра города — и вы в Спасо-Прилуцком мужском монастыре. Он основан в 1371 году к северу от Вологды Димитрием Прилуцким, прославленным русским святым, небесным покровителем города. Монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Уже в XVI веке монастырь становится одним из богатых и известных обителей на Севере России. На его территории находится могила К. Батюшкова. Сегодня в нем по-прежнему протекает монашеская жизнь, правда, иноков немного.

Посетив Спасо-Прилуцкий, мы отправились в сторону Кирилло-Белозерского монастыря, что в 120 км к северу от Вологды. При выезде из города «попались» за не активированный ближний свет, но сумели убедить инспектора, что сделали это не нарочно. Молодой гаишник с пониманием отнесся к нам и даже немного рассказал об истории тех мест, куда мы направлялись, подытожив, что дорога в сторону г. Кириллова хорошая.

Понятие «хорошести», видно, каждый из нас понимает по-своему, но мы большого кайфа от передвижения на север от Вологды не испытали. Трясет в тех краях изрядно, ям и ухабов полным-полно. Зато побывали в окрестностях озера Кубенское, где родились авиаконструктор Ильюшин, летчик, дважды герой Советского Союза Александр Клубов, где прошли детские годы композитора Валерия Гаврилина.

Дважды герой Советского Союза Александр Клубов

Кирилло-Белозерский монастырь не просто большой по территории — он огромный. Один из самых-самых в России. Недаром водные круизы, организуемые для иностранцев, составляют так, чтобы обязательно посетить эту северную православную обитель. В день нашего посещения интуристов было аж несколько групп — все они приплыли на теплоходе, который пришвартовался в 7 км от Кириллова, в д. Горицы, где, кстати, возрождается другой монастырь — Горицкий. Сестер в нем немного, но матушки бережно восстанавливают старинные постройки, а попутно разводят диковинных птиц, включая павлинов.

Кирилло-Белозерский монастырь

Ну, а если у вас будет желание и время, рекомендуем проехать в Ферапонтово. От того же г. Кириллова деревня находится в каких-то 20 км. Там — еще один старинный монастырь, который также входит в программу посещения тургрупп.

Ферапонтов монастырь

Интересен он тем, что местные храмы изобилуют уникальными фресками Дионисия. А сам монастырский комплекс стоит на крутом берегу озера, посреди которого даже без бинокля можно увидеть поклонный крест. Символ современного возрождения России.

фотография 86
фотография 1 фотография 2 фотография 3 фотография 4 фотография 5 фотография 6 фотография 7 фотография 8 фотография 9 фотография 10 фотография 11 фотография 12 фотография 13 фотография 14 фотография 15 фотография 16 фотография 17 фотография 18 фотография 19 фотография 20 фотография 21 фотография 22 фотография 23 фотография 24 фотография 25 фотография 26 фотография 27 фотография 28 фотография 29 фотография 30 фотография 31 фотография 32 фотография 33 фотография 34 фотография 35 фотография 36 фотография 37 фотография 38 фотография 39 фотография 40 фотография 41 фотография 42 фотография 43 фотография 44 фотография 45 фотография 46 фотография 47 фотография 48 фотография 49 фотография 50 фотография 51 фотография 52 фотография 53 фотография 54 фотография 55 фотография 56 фотография 57 фотография 58 фотография 59 фотография 60 фотография 61 фотография 62 фотография 63 фотография 64 фотография 65 фотография 66 фотография 67 фотография 68 фотография 69 фотография 70 фотография 71 фотография 72 фотография 73 фотография 74 фотография 75 фотография 76 фотография 77 фотография 78 фотография 79 фотография 80 фотография 81 фотография 82 фотография 83 фотография 84 фотография 85
Источник: 110km.ru
Автор: 110km.ru
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика