Хранитель Ферапонтова

[Блогово]

На фоне всяческих общественных потрясений и горячих (но не всегда предметных) общественных дискуссий вот эта новость могла запросто пройти незамеченной. Но не прошла - и это хорошо. Кстати, пост, на который я ссылаюсь, - далеко не единственный пример беспокойства, которое высказывают как музейные сотрудники, так и люди, которым, мягко скажем, не безразлична судьба того, что принято называть "нашим культурным наследием".

Попробую - отвечая, в частности, на вопросы, заданные мне в комментах и в личных сообщениях, - изложить всё, что мне известно об этой ситуации и о мерах, которые научное и музейное сообщество собирается предпринять в ближайшее время по этому поводу.



Начнем с того, что Кирилло-Белозерский музей (филиалом которого является Музей фресок Дионисия), как и большинство наших музеев никогда не был особенно "благополучным" в отношении кадров - это означает, что работали там люди весьма разные как с профессиональной, так и чисто человеческой точки зрения - которые далеко не всегда могли находить друг с другом общий язык. Ожидать, что при новом директоре ситуация как-то радикально изменится, было бы, по меньшей мере, наивно - тем более, что большинство сотрудников остались на своих местах, а сам Михаил Николаевич Шаромазов (новый директор) прибыл в музей не из какой-то неведомой Касталии, а долгие годы работал в этом самом музее, то есть был напрочь интегрирован в непростую систему взаимоотношений между сотрудниками со всеми её скрытыми и явными конфликтами.

В случае, когда подобные конфликты всплывают на поверхность и становятся, так сказать, "достоянием общественности" определить со стороны, кто прав, а кто виноват, а тем более, есть ли в этой ситуации откровенные злодеи и невинные жертвы, можно далеко не всегда, поскольку каждая сторона имеет складывавшуюся годами систему аргументов в защиту своей позиции. И именно поэтому подобные конфликты бессмысленно воспринимать как чистое злодейство - в них, скорее, стоит видеть печально-повсеместное отсутствие способности людей мирно и спокойно ДОГОВАРИВАТЬСЯ друг с другом. Оглянитесь вокруг, друзья мои - часто ли вы встречаетесь со счастливыми обладателями этой способности?

Разумеется, особенно неприятно, когда это неумение договариваться оказывается отличительной особенностью начальства - тогда оно легко превращается в самодурство со всеми вытекающими последствиями. Что, как вы понимаете, тоже чрезвычайно распространено в нашем обществе - настолько широко, что я совсем не понимаю, как с ним можно бороться...



То, с чем в этой ситуации можно и нужно бороться - это именно УПРАЗДНЕНИЕ должности хранителя монументальной живописи в Музее фресок Дионисия. Должности, с огромным трудом выбитой еще в 1980-е годы сотрудниками музея и Института реставрации у тогдашнего министерства культуры. Должности, которая продолжает оставаться абсолютно актуальной и по сей день - ибо ферапонтовским фрескам необходимы и постоянное наблюдение и особый режим хранения, разработанный сотрудниками ВННИР (с которыми я, в частности, консультировался по этому поводу). Надо сказать, что ещё накануне выхода приказа об увольнении Елены Николаевны Шелковой (когда конфликт был в самом разгаре), именно такое заключение было сделано научно-методическим советом министерства культуры, но само министерство пока по этому поводу молчит - видимо, не покладая рук, трудится над разработкой основ культурной политики в следующее шестилетие путинского правления-(((

Надеюсь, что в ближайшее время к протестам по поводу упразднения этой должности присоединятся ИКОМ и Союз музеев России - по крайней мере, всё необходимое для этого мы постараемся сделать, - а члены научно-методического совета министерства культуры попробуют заняться "мягким увещеванием" господина Шарамазова.

Если у вас есть какие-то советы и предложения - как ещё можно поступить в этой ситуации - я с удовольствием их выслушаю.

Со своей стороны, я очень заинтересован в появлении на горизонте какого-нибудь максимально вдумчивого и адекватного журналиста, который готов разобраться в этой проблеме и опубликовать результаты своего разбора в какой-нибудь центральной газете или в другом, достаточно валидном средстве массовой информации. Если таковой персонаж отыщется и выйдет со мной на связь, я готов предоставить ему все "адреса, пароли и явки"(с):-)))

И, разумеется, я постараюсь более или менее регулярно докладывать вам о том, как развиваются события...