Стреленская Богоявленская (1)

[Блогово]

Где была Никольская Опоцкая церковь, мы уже определились. Но в «Писцовой книге Устюжского уезда 1623-1626 гг.» упоминается еще два храма в Стреленской волости – на погосте "на речке Стрелнои, церковь благоверного князя Владимера, церковь Успение Прчстые Б-цы".

Где же был этот погост?



Предположу, что на нынешнем его месте – на левом берегу Стрельны на крутом угоре над деревней Павловское (в первой четверти XVII века она уже была начала льнеледельцами раньше всех других.оже определяет границы этой территории.Павловский рУцей «Д.Павлова на речке на Стрелнои»).

Уточню, все избы нынешнего Павловского расположены на правом берегу Стрельны, а на левом не так давно, по крайней мере, один дом еще был, жили в нем старики Кельсий и Катерина, вот фамилию так сразу не вспомню. Присада, на которой стоял их дом, не очень велика, и, думаю я, в паводки вода подходила к нему близко, а солнце от них уходило рано. Тень от громадного угора делала эту часть деревни не очень уютной, сумрачной и тревожной. Но зато выше – какая красота! Только надо перейти лог Павловского ручея (или точнее, по-нашему «Павловский рУцей»), подняться к кедрам (кажется, только там и растут), солнечно, зелено, просторно… Вот на вершине этого угора и находится погост.

Но, зная о том, что было еще когда-то старое кладбище, о котором в середине XX века вспоминали деревенские старики, нельзя отрицать, что эти церкви начала XVII века могли стоять и не там, где каменный Богоявленский храм, а на Сивежу (где это, я уже подробно писалаhttp://lubassevera.livejournal.com/53294.html#cutid1), хотя «Павловский руцей» определяет одну из границ и этой территории, судя по всему освоенной русскими земледельцами на Стрельне раньше всех других.

Кстати, та церковь (Стреленская Богоявленская), которая сохранилась до наших дней, правда, в очень плачевном виде, имела два престола: и Богоявления Господня, и Успения Пресвятой Богородицы http://sobory.ru/article/index.html?object=18075

Престол Успения Пресвятой Богородицы – это вон откуда традиция! как минимум из начала XVII века!











В "Народном каталоге православной архитектуры" про год ее постройки читаю «не ранее 1831 года». На карте Великоустюгского района «Утраченное и сохраненное» видела еще один вариант – 1819-1831 гг.

Нет у меня в этом уверенности, хотя… Может быть, людям больше запомнилось, как церковь обустраивали и этот процесс растянулся почти на столетие? Не знаю. Судить вам.

Просто подробно напишу, что мне рассказывал папа – то, что он мне успел рассказать… даже, скорее, напомнить, слышала-то я это много раз, а тут, чтобы память не подвела, на диктофон.

Над Стрельной полстолетия назад...







Данилов Николай Васильевич родился в деревне Андреевское Стреленского сельсовета 20 апреля 1936 года. (Андреевское – ближайшая к Павловскому деревня. В первой четверти XVII века она тоже уже существовала – «Д. Онтушевская а Ондреивская то ж на речке на Стрелнои»). По записи 19 февраля 2011 года напишу основное.

Про строительство Богоявленской церкви папе больше всего рассказывала бабушка Мария Павловна Данилова (в девичестве Нутрихина, родилась 22 марта 1885 года в деревне Алферовское Страдной волости, в 1903 году вышла замуж в соседнюю стреленскую деревню Андреевское).

«Бабушка вроде даже помнила, что в ее детстве там еще была деревянная церковь. И она помнила, как новая церковь строилась. Из ее рассказов я слышал или от кого-то другого: у этой церкви фундамент был заложен на 10 метров!»

«И церковь хорошо была видна из Андреевского. Когда поднимешься вот туда на угор – к магазее – половину церкви было видно, весь второй этаж!»


Мне бы не верилось, потому что я никогда из Андреевского церковь в Павловском не видела, но сколько раз рассказывал папа: «лес-то, который за рекой, был маленький, это поскотина фактически была. Там даже на дрова лес не рубили, только скот пасли. И церковь такой лес не закрывал».

И поясню еще, что такое магазея, а чтоб долго не думать, возьму из своей сказки: «Магазея - по его деревенским соображениям, это амбар большой такой, один на деревню, на отшибе выстроенный, чтоб, не дай бог, не сгорел, если какое бедствие начнется. Туда семена всякие, добро особо ценное складывали, чтобы от оказий сберечь. Ведь беды бывают такие, что деревни до единой, самой крохотной избушки в уголья выгорают. А тут для людей спасение: есть чего по весне в землю положить, есть перебиться чем…»

И снова возвращаюсь к храму. По слышанным в детстве рассказам у папы сложилось представление, что церковь была совсем новая, выстроенная только-только перед революцией.

Но это-то точно не так – в 1904 году Стреленский Богоявленский каменный храм точно уже был и речи о том, что он недостроен, не шло.

Но почему папа так думал?

Скорее всего очень впечатлило в начале XX века всю округу, всех местных жителей одно событие, участниками которого в той или иной мере, думаю, стали практически все стреленские парни и мужики. И об этом еще долго рассказывали детям и внукам… с гордостью…

Но вам не кажется, что на сегодня достаточно? Надо ведь что-то и на потом оставить, не правда ли?

Не рассказывать же вам сразу про дар Татьяны Тельтевской:)

Дар, кстати, храму. Доставить по назначению на лошадях его было невозможно. Когда догадаетесь, что это, тогда и рассказывать дальше буду:)