Как я пришла в Леушино

[Блогово]

Году 2002-2003-м в своем селе Мякса я увидела, что на месте старого магазина вырыт котлован и поставлен деревянный крест. У односельчан узнала, что здесь будет строиться храм, что 6 июля приедут паломники из Петербурга и здесь у креста будет служба. Что они уже не первый год приезжают сюда на берег моря, где ими установлен поклонный крест вчесть затопленного Леушинского монастыря.

- А что в Леушино был монастырь?

Я знала, что в послевоенные годы можно было слышать от взрослых о принадлежности той или иной ценной красивой вещи, что она из Леушино. Ну, и всё. А что за деревня такая, что была лучше нашего села-районного центра, который стоит даже на берегу моря, таким вопросом задаваться не было нужды. Ещё и потому, что не видели ни одной фотографии Леушинского монастыря.

Из любопытства, вечером, когда дела закончены и можно погулять, решила подойти к назначенному времени приезда паломников. Пригласила односельчанку Римму Петровну, зная, что она родилась в Леушино в 1938 году, решила, что ей должно быть интересно, а я за компанию, ради хорошей погоды.

Пришли, ждём, с нами ещё человек десять. Говорят, что паломники уже приехали, устраиваются. Из-за поворота показались много людей, необычно, ведь в это время у нас безлюдье на улицах. Их человек 40-50, женщины в плпточках, направились ко кресту. Мы с Риммой даже и не знали, что надо бы платки прихватить. решили встать позади всех, смиренно, повторяя поклоны. У меня не было даже нательного крестика. Ну, не прогонят вроде?

Батюшка обычный, читает, стоим без понятия. В конце слышу его радостные слова: "Построят здесь храм и будет в Мяксе собор (или монастырь -не помню)", - но прбудилось чувство гордости за наше село. По окончании службы (или молебна) паломники стали собираться на берег моря. Вот тут меня взяло удивление: "Да, зачем так поздно, можно и днём сходить, а до мыса очень далеко". Говорят, там поставлен поклонный крест в память о затопленных святынях. Но я на мысу уже давно не была и об этом не знала.

Наступает 6-7 июля следующего года. Праздник Леушинские стояния стал известен уже в каждом доме нашего села и не только. около строящегося храма приготовления. 6 число прибывают автобусы, да всё не простые, а "Икарусы" Они уже заполнили обочины дороги длинной шеренгой. паломники рассыпались по селу: кто-то спрашивает как пройти туда или сюда, где найти водички. Хочется всем помочь, ведь они все такие приветливые, доброта на всех лицах. пусть празднуют. Завтра будет концерт в клубе, вот, туда надо сходить. Поагитировала соседок.

Для порядка купила на развале у петербуржцев самую тоненькую брошюрку (она подешевле) "Письма к инокине" игумении Таисии. Надо же как-то познакомиться с событиями вокруг Леушино.

Все мероприятия пропустила, но на концерт вечером 7 июля привела подруг. Заняли лучшие места в зале, на голову платочек ввиде ленточки, принарядились. Сидим. Паломники возвращались с берега моря, после столовой. Зал стал заполняться. Неужели будет целый. Они устали, а мы давно сидим. Стали заполняться и проходы. Встать бы место уступить, да их так много, что всем не уступишь, да и контингент не очень старый, не видно, чтобы кто-то мечтал присесть, стоят самоотверженно.

Батюшка встал перед залом и сказал: "Было стояние, а теперь будет сидение". Шутка от священнослужителя, подействовала как-то необычно и сняла сомнение -" в своей ли мы тарелке?"

Далее рассказ батюшки о Леушинском монастыре, об игумении Таисии начался словами: "Почему мы сюда едем? Ведь монастыря нет. Только водная гладь. Монастырь был разрушен и, мало того, затоплен". Речь батюшки настраивала на внимание к его словам.

Узнаю для себя, что разве Леушино не простая деревня, значит там был монастырь и великая труженица его игумения Таисия, о которой ни слова не упоминалось в наших краях за мою жизнь. Вот это новость Недаром переселенцы из Леушино так горевали о своей малой родине. Увидела в Фойе клуба выставку фотографий монастыря и ахнула - ка можно было всё это уничтожить.

Протоиерей Геннадий Ульянич затронул душу исполнением песен. На этом концерте открылись глаза на то, что есть целый пласт культуры православной и мы её не видим и не слышим.

В фойе, по окончании концерта, батюшка разговаривал со студентами, которые представили на Леушинские стояния свои дипломные работы-картины: "Леушинский монастырь", и "Зона затопления реки Шексны Рыбинским водохранилищем".

Тут у меня изменилось представление о священнослужителях, как людях из другого мира, недоступных для невоцерковлённого человека. Он так просто разговаривал со студентами, высказывал им благодарность за отличные работы, подбадривал и они как будто тоже смягчились в бощении, не были уже такими напряжёнными.

На следующий день меня спрашивает подруга, купила ли я книгу "Записки игумении Таисии. Конечно, нет. И давай она восторгаться этой книгой. Но пришлось мне ждать следующего года. И всегда потом слышно было среди прихожан: "Питерцы ещё не приехали? Они всегда привозят книги, газету "Леушино". А нам землякам из леушинского края стало всё интересно, что касалось знакомых мест или знакомых людей.

В 2006 году накануне праздника Леушинские стояния Галина с Еленой, члены приходского собрания, ходили по домам и спрашивали, кто сколько может принять на ночлег паломников. Я ответила, что беру человек пять. накосила травы, высушила её, чтобы сено было зелёного цвета, набила пять матрацов из домотканого полотна и ждала гостей. : число ждали батюшку геннадия, узнали, что его не будет на ночном стоянии, и тут автобусы с паломниками один за другим стали уезжать. Ночлежники не пришли. Эти набитые свежим сеном матрацы не понадобились.

Узнали только через день, что Леушинские стояния будут проходить теперь в другом формате, что Галину и Елену оттеснили из приходского собрания, а благодаря их хлопотам храм был построен до крыши. Получается, что обидели женщин. А у меня в доме раньше ещё произошла подобная история.

Моя мать вдова погибшего в ВОВ, ей исполнилось 70 лет и по состоянию здоровья я забрала её в город. летом мы проводили в своём доме, но соседи с помощью сельсовета, отобрали половину огорода, не дали бабушке спокойно век дожить. Ведь ей этот участок (дорогу) дали, как эвакуированной в 1942 году и она под лопатку его вскопала, всю жизнь обрабатывала. А тут постановление: "Дачникам шесть соток". Предлагали нескольким желающим получить участок поближе к домам, никто не пошёл, но всё таки нашлись, такие, которые знали, как доставолсь все годы обрабатывать эту землю моей маме, но заехали, сломав часть изгороди.

Так что захват чужих трудов испытан, поэтому сочувствую людям, попавшим в подобную ситуацию.

Ссылки в тему: Леушинский монастырь, Леушино.