Один день в сказке

[Блогово]



Дед Мороз - персонаж русских сказок и один из самых любимых детских волшебников. А значит каждый малыш обязательно должен с ним познакомиться. Тем более, что сделать это проще простого - живет он в Вологодской области, в городе Великий Устюг. Туда и отправимся.

Желание съездить в гости к Дедушке Морозу возникло у меня уже давно. Ведь в детстве Новый год был моим самым любимым праздником, да и сейчас остается таковым. Пусть уже и не ждешь сюрпризов под елкой, зато ничего не мешает сделать их самой.

Как можно попасть в сказку? На сегодняшний день продается масса туров в Великий Устюг, как зимних, так и летних. Но коли волшебник там живет зимний, а значит и ехать к нему было решено зимой. После долгих и тщательных поисков, я выбрала однодневный тур для нашей маленькой группы из трех человек. До Котласа мы доехали на поезде, а дальше нас ждала насыщенная программа.

Прежде всего - обзорная экскурсия по городу. Пара слов об истории города. Он раскинулся немного выше места слияния рек Сухона и Юг, дающих начало третьей - Северной Двине. Название "Устюг" означает "устье Юга". Ровесник Москвы и Вологды, основанный в 1147 году как форпост северных рубежей России, в конце XVI века был наречен "Великим"за исключительную важность города в экономической, духовной и культурной жизни русского государства. Здесь сохранились 20 храмов, церквей и монастырей. На них и посмотрим.



1. Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами "царственной" Москвы - церквами Троицы в Никитниках (1628-1654) и Рождества в Путинках (1649-1652).

Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году "старанием и казною" богатейшего устюжского купца, московского "гостя" Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением "на взмостье, об одиннадцати главах" выглядела она в XVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения. Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения - цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в. В настоящее время в церкви Вознесения расположен Музей древнерусского искусства.





2. Церковь Жен Мироносиц построена в 1714-1722 гг. по заказу устюжского купца Т.Р. Худякова. Нижний этаж - подклет - по древней традиции оставлен без декора, это хозяйственное подсобное помещение. Верхний этаж декорирован в стиле нарышкинского барокко, редко применявшимся в архитектуре Великого Устюга. В настоящее время здесь расположен Музей Новогодней и Рождественской игрушки.





3. На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади, расположен Никольский храм с колокольней – памятник архитектуры XVII-XIX вв. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви. Никольская церковь открывает новый период в развитии каменного зодчества Великого Устюга. Расположенная на берегу реки на территории старого торга, церковь эта была основана приезжими торговыми «гостями» еще в 80-х годах XVII в., поэтому ее план приобрел свойственную тому времени асимметрию, а сама она стала называться «Гостинской». Однако строительство было завершено лишь в 20-х годах XVIII в., и в своем окончательном виде храм получил характерные черты культового сооружения нового типа, при этом в его формах наиболее полно отображены все те новшества, которые постепенно складывались в архитектуре переходных храмов. В 1986 году после проведения реставрационных работ в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. Сегодня в Никольском храме развернуты экспозиции «Музея этнографии».





4. Приятно пройтись по заснеженным улочкам, наслаждаясь неторопливым ритмом жизни современного города.





5. Спасо-Преображенская церковь строилась между 1689 – 1696 годами и служила главным храмом одноименного девичьего монастыря. Церковь удивительно напоминает Архангельский собор вплоть до снятой «под копирку» встроенной колокольни на северо-западном углу. Но галерея, окружающая основной объем, здесь одноэтажная, а внешнее убранство гораздо богаче.





6. Древнейший из монастырей Великого Устюга – Михайло-Архангельский. По сведениям летописца, он был основан монахом Киприаном в 1212 году «при езерах за острожною осыпью». Это наиболее полно сохранившийся монастырский комплекс. Его основные каменные сооружения относятся к середине XVII века. Перед главным входом в собор находится живописная Владимирская надвратная церковь, построенная в 1682 году.





7. Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами, к которым примыкают часовни Прокопия и Иоанна Устюжских.





8. История Михайло-Архангельского собора монастыря насчитывает почти восемь веков. Нарядный и живописный деревянный собор Архангела Михаила "о тринадцати верхах" был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653-1656 годах. С появлением его в Устюге появился не встречавшийся ранее тип пятиглавого, четырехстолпного, поднятого на подклет храма с двумя симметричными приделами, окруженного с трех сторон галереями, с колокольней на северо-западном углу. Внешний облик собора отличается строгостью и простотой, лаконизмом декоративного убранства.





9. Композиционный центр архитектурного ансамбля – монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Справа от него – церковь Введения с трапезной палатой, соединенная с храмом переходами.





10. Храм-"памятник" Преполовения Пятидесятницы, был возведен в 1710 году над местом погребения преподобного Киприана – основателя Михайло-архангельского монастыря.





11.





12. На древнейшей площади Великого Устюга, Соборном дворище, возвышается величественное здание Успенского собора. Этот храм издревле был на особом положении – цари «жаловали» деньги на его строительство и украшение. В главном храме земли устюжской находились ее святыни: чудотворные иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери». История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освещения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI в. был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси – Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере. Святые образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. С его именем связывают нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских – уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. Пока возможен только внешний осмотр памятника. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается красивый вид на Великий Устюг.





13. Выходим на набережную Сухоны.





14. Собор посвящен святому праведному Прокопию - небесному покровителю Великого Утюга. Немец по происхождению, он принял православие и остался навсегда на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия - юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых - спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года. Прокопий праведный – особо чтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь - благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия устюжского.





15. На правом берегу Сухоны расположена Дымковская слобода. Там, где к переправе через реку подходила с одной стороны Вологодско-Тотемская дорога, а с другой стороны – Никольский тракт. Здесь уже в глубокой древности возникла слобода Дымково. Дата основания этой слободы и связанного с нею прихода не известна, однако самое посвящение одной из дымковских церквей покровителю Дмитрия Донского – Дмитрию Селунскому, а другой – знаменитому современнику этого князя, основателю Троице-Сергиевского монастыря Сергию Радонежскому позволяет, с известной степенью достоверности, отнести дату возникновения этого ансамбля ко второй половине XIV в. В это время Дымковская слобода была, очевидно, одной из многочисленных удельных вотчин великого московского князя и перешла затем к его потомкам. Впервые Дымково упоминается в 1462 г. в грамоте внука Дмитрия Донского Василия II Темного, в которой великий князь завещает эту слободу своей супруге. Одновременно со слободой, по-видимому, был основан и самый приход, состоявший уже в то время из двух церквей, первые сведения о которых содержит сотная книга 1630 г.





16.





17. А теперь вернемся в современный город. Этот веселый домик - Почта Деда Мороза, открыта в 2002 году.





18. Каждый день ведется подсчет поступающих писем. Самые красивые и оригинальные из них представлены на всеобщее обозрение. И чего только не просят у Дедушки современные детишки.





19. И, наконец, отправимся на вотчину Зимнего волшебника, расположенную в 15 км от города в лесном массиве. На ее территории расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних игр и аттракционов, досуговый корпус: сауна, бассейн, каминный зал, бильярд. Этот сказочный дворец был построен по инициативе Ю. Лужкова в 1999 году. В рамках проекта "Великий Устюг - Родина Деда Мороза" здесь ежегодно бывают тысячи ребятишек.





20. Вот он - главный волшебник страны. Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.

С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.





21. Одна из комнат Дворца, как вы догадываетесь - спальня.





22. Согласно одной из версий, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, руковицах, и с посохом, которым он морозил людей.





23. А так выглядит Дворец вечером. С огнями он кажется еще более сказочным.





24. Одна из многочисленных новогодних елочек. Здесь еще и снежком укутана.





25. На вотчине все сказочное. Вот в таких красивых домиках продаются сувениры.





26. Проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" воплощает самые благородные намерения: приобщить юное поколение к истокам русской духовности, раскрыть особенности национальных традиций, познакомить с культурой и природой Русского Севера. Нам поездка в Великий Устюг очень понравилась, так что если еще не успели побывать в сказке, очень рекомендую.