Бунт главного заключенного

[Блогово]

К 1945 году в состав строящегося гидроузла уже входили следующие основные сооружения:

1) верхний судоходный канал протяженностью 800 метров;

2) судоходный однокамерный шлюз (165 метров);

3) нижний судоходный канал протяженностью 1500 метров;

4) глухая водосливная плотина длиною 230 метров.



К весне 1947 года строительные работы на гидроузле в основном завершились. Опокские старожилы, бывшие тогда детьми, рассказывают, как с левого берега Сухоны из Братского ходили в школу по плотине, как бегали смотреть работу шлюза, сравнивая впечатления с просмотром редкостного тогда кино.

«Когда шлюз работал, по нему проходили пароходы. Мы все выбегали смотреть. Первые ворота открывали, пароход с водой проходил в шлюз, а затем открывали вторые ворота. Как в кино смотрели, очень интересно». (Нина Васильевна Невзорова, 1928 г.р., место рождения деревня Гусево Великоустюгского района).



Вспоминали потом и о тех, как будто сделанных самой рекой, первых предупреждениях, на которые мало обращали внимание. Гибель нескольких заключенных для «Опоклага» была, как вы уже поняли, абсолютной мелочью. Вот одно из свидетельств: «Зимой стояли сильные морозы. Весной лед взрывали, чтобы не было заторов на Сухоне. Но все равно во время ледохода срывало несколько ряжей от плотины вместе с заключенными. Несчастные падали в холодную воду, спасать их никто и не думал, многие погибали, но кто-то и спасался» (Лидия Николаевна Терехова).



В 1947 году настала бы пора писать победные отчеты, если бы не взбунтовался главный заключенный «Опоклага» – сама Сухона, запертая плотиной.

Обычного заключенного можно было поймать, можно было за беглым гоняться на студебеккерах по колхозным полям, не разбирая дорог, ломая изгороди, рвать его собаками на каком-нибудь сеновале дальней деревни, а вот с рекой так не получилось. Она как будто мстила за всех погибших, найдя выход годами копившемуся гневу.

25 апреля 1947 года подошедшая к Опокам большая вода и сухонский ледоход произвели катастрофические разрушения в «Опокстрое». В средней части водосливной плотины образовался проран (отверстие) длиною 72 метра. «…кроме значительных повреждений и разрушения части плотины, были также повреждены в разной степени и другие сооружения Опокского гидроузла: оба устоя плотины, из них особенно сильно правобережный, оголовок, ограждающий дамбы в верхнем подходе, крепление откосов на отдельных участках этой дамбы и ограждающая ряжевая стенка в нижнем подходе, не законченная еще постройкой. Вместе с тем оказалось весьма сильно засоренным русло р. Сухоны на участке 500 м ниже плотины вынесенными из разрушенной части плотины и ее основания строительными материалами и мергелем».



Приведу и свидетельства очевидцев (снова по книге «Островок ГУЛАГа на опокской земле»):

«Весной 1947 года плотину унесло, и «тумбы» от неё были по всей реке. Все испугались, высыпали на берег, на котором еще и лес не вырос. Все шумело, трещало, «мост» понесло, плотину разрушило» (Галина Ивановна Нутрихина, 1928 г.р., жительница деревни Порог).

«Шлюз делали. И вот плотина стоит, а первый лед пошел, ее и сорвало. А ведь по этому шлюзу уже проводили пароходы, баржи... Когда ледоходом была разрушена плотина, начальник лагеря, Аркадий Иванович Лисица, друг А.А.Зелянина, говорил: «Что же мне за это будет?..» (Таисия Сергеевна Горлова, 1930 г.р., Воломский сельсовет).

«Когда плотину весной понесло, тоже все сбежались на берег. Лед зашумел, смыло сначала настил с плотины, а потом ряжи разнесло все по реке.

А через неделю все начальство строительства арестовали».
(Нина Васильевна Невзорова, 1928 г.р., место рождения – деревня Гусево).



Река победила. 23 июня 1947 года строительство было законсервировано, Опокский ИТЛ ликвидирован. 23 мая 1949 года министры внутренних дел и речного флота подписали приказ о прекращении всех работ на гидроузле.

…Вот почему я вспоминала начало фильма «Чистое небо». Весна, оттепель, неудержимая мощь ледохода…