Братские могилы "Опоклага"

29.02.2012 [БлогоVO]

В начале 1945 года в «Опоклаге» больные составляли 57% списочного состава лагеря (2677 человек). Ежемесячно умирало до 25 человек.

Если в 1941 или в 1943 годах для заключённых в лагере не хватало места, строились всё новые и новые землянки, то в 1946 году на фоне таких потерь необходимости в новом жилье уже не было.

Возникает резонный вопрос: «Где же их хоронили?» Вот что удалось узнать об этом краеведам из Полдарсы.

Более известные и самые массовые захоронения находятся одно – примерно в километре от деревни Порог (Опоки), другое – в районе деревни Прилуки, там, где был лагерный участок №2.

Старожилы помнили, как хоронили заключенных: вырывали общую яму, и мёртвые, голые и охладевшие тела сбрасывали туда как ненужный хлам – кто как замерз. Пока яма не наполнялась, не закапывали. Сердобольные жители, пытаясь как-то отметить это место, высаживали у братских могил, где ёлочки, где кислицу, так как ставить какие-либо памятники было категорически запрещено.

─ Как-то ходили в Прилуки, дорога тогда ещё вдоль реки была, так моя собака голову человеческую вырыла, - со скорбным выражением лица, обронила негромкую фразу Августа Михайловна Романова. (А.М. Романова, 1925 г., Вологодская обл, Великоустюгский р-н, д. Порог, рассказ записан Н. Тчанниковой.)

Теперь в этих местах вырос большой лес, и без проводника захоронения не найти.

Процитирую еще два фрагмента из книги «Островок ГУЛАГа на Опокской земле», посвященные этой теме:

«Неподалёку от деревни Опоки, где находится одно из захоронений, в 2004 году был установлен памятник, который увековечивает память о событиях того времени и тысячах безвинно погибших осужденных. Памятник был установлен на средства местного частного предпринимателя Лендяева Василия Михайловича. Ученики 9-го класса Полдарской школы принимали участие в расчистке площадки для памятника».

«В 1997 году на берегу Сухоны – в том месте, где был расположен лагерь репрессированных, – установлен крест. Автором и исполнителем идеи постановки креста, был Денис Скударь – мастер резьбы по белому камню из Москвы, молодой художник, руководитель детской художественной студии».

Крест был установлен в день святых апостолов Петра и Павла москвичами и местными жителями. Вместе с молодыми Крест несли старики – свидетели былого.

«По воспоминаниям очевидцев, «всё происходило удивительно торжественно и просто. После установки Креста некоторое время все стояли молча, не желая расходиться. У многих глаза были полны слёз. Вокруг была тишина… В этой тишине неожиданно и отчётливо прозвучал мальчишеский голос: «Смотрите, там – РАДУГА!»

И, действительно, над мысом ярким мощным столбом поднималась радуга. Мы подняли головы, глядя на это чудо. Ведь дождя не было! Один из местных жителей прокомментировал это так: «Надо же! Сорок пять лет никто не знал, не помнил этих страдальцев, а вот помянули, и как их души радуются!» А чуть позже появилась и вторая радуга, менее яркая, но все же отчетливо вырисовывающая радужный мостик».
Скан из книги:

Но было еще одно, менее известное, но скорее всего первоначальное, когда число умерших не достигло таких астрономических величин, место захоронения – как положено тому быть, на кладбище. На сельском погосте у деревни Павловское Стреленского сельсовета (у Богоявленской Стреленской церкви) – ближайшем к Опокам кладбище.

Вот что рассказывал мой папа Николай Васильевич Данилов (в то время живший в деревне Андреевское Стреленского сельсовета в паре километров от Павловского):

«Когда стройка только начиналась (как понимаю, ее второй военный этап), умерших привозили на кладбище к церкви в деревню Павловское, складывали в деревянной сторожке штабелем. Сторожем назначили Фокия Климовича Данилова из нашей деревни – человека неробкого, пожилого, прошедшего японскую и первую мировую войну. Сидел он в сторожке ночью, топил печку, трупы оттаивали и начинали шевелиться в ночной тишине…

Зарывать умерших в мерзлую землю должны были местные жители. Зарывали больше в снег, чем в землю. Непосильным был этот труд для голодных колхозниц. Весной останки вытаивали: торчали руки и ноги, обгрызенные волками и лисами. Вскоре привозить умерших перестали – соорудили свое кладбище у деревни Опоки.

От нашей деревни, от Андреевского, стройка находилась на расстоянии двенадцати километров».

Куда фотографию Богоявленской церкви задевала, не знаю:( Выручат Соборы-ру http://sobory.ru/article/index.html?object=18075

Источник: lubassevera
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика