Вологда | Вокзалы, мосты, губернский план и ещё немного

[Блогово]

В этом посте нарезка из нескольких частей, по каждой из которых отдельный рассказ организовать не получилось.

Как и практически любой бывший губернский город большинство приезжих встречает своим главным вокзалом.
За исключением, разве что, Ярославля, где их два.

Своеобразные ворота в город. Я стараюсь обращать внимание на вокзал - как правило, уже после знакомства с остальными фрагментами города, становится понятно, что вокзал является не просто витриной, но и хорошо коррелирует с действительностью, которая откроется путешественнику внутри города.

Вологда - это один из крупнейших транспортных узлов в этой части России, поэтому на городском вокзале не только много путей, которые обильно заполнены, но и в целом Вологда отличается непривычно развитой железнодорожной сетью для областного центра.

А сам вокзал в Вологде находится в крепких середняках. Несколько пассажирских путей, пешеходный переход и множество вокзальных зданий.

Основное здание построено, согласно Википедии, в 1907 году. А непосредственно станция, кстати, открыта в 1872.

Но больше всего здесь поражает туалет. Вологде повезло обладать самым красивым железнодорожным туалетом из всех, что я успел повидать.
Подозреваю также, что это здание является самым старым в вокзальном комплексе.

А вот другие ворота Вологды - водные.

Ныне, конечно, судоходство в России не в почёте, а вообще-то река Вологда имеет выходы и к Северной Двине (Архангельску и, соответственно, Белому морю), и к верхней Волге через Шексну с запада и Кострому с востока, и, что ещё более важно для средневековой России, к бассейну Финского залива через систему рек и озёр.
Так что ещё 200 лет назад здесь легко представить порт, живущий активной речной жизнью.

Набережная здесь делает изящный спуск прямо к воде.

Жаль, правда, что этому речному вокзалу на пристани врядли больше сотни лет, как мне показалось сначала.

Но всё равно - необыкновенно изящная конструкция.

Ну а теперь пара слов о Вологде в целом.

В эпоху губернской реформы конца 18 века городу достался компактный план, эффективно использующий достоинства речных изгибов и её притоков для бытовых нужд горожан.

Формально, всю эту застройку внутри городского вала губернского плана нужно считать историческим центром Вологды, что, несмотря на компактность, ставит город в один ряд по этому показателю с Псковом или В.Новгородом и делает гораздо более интересным, чем, скажем, любой из городов Золотого кольца.

Правда, архитекторы 18 века не сильно заморачивались с тем, что бы север смотрел наверх карты, поэтому для ясности прикладываю современную карту.

К сожалению, мои надежды взглянуть на пограничный губернский вал пока не увенчались успехом. С одной стороны, видимо прямо по черте вала были проложены линии железной дороги, а районе на другой стороне реки Вологды бывший городской вал выглядит примерно так:

По крайней мере по моим прикидкам, именно улица Горького проходит по черте города 200-летней давности.

Таким образом, если и сохранились остатки вала, то искать его надо около реки - возможно, в один из следующих приездов в Вологду, удастся рассказать об этом подробнее.

Ну а пока же мне хотелось как можно больше увидеть, поэтому я не стал селиться в самом центре города, а выбрал мини-отель Вояж в Заречье на улице Карла Маркса.

Там меня в том числе привлекла близость частного сектора, который на карте выглядел достаточно солидно, но в действительности в пределах видимости не отличался особенной уникальностью.

Так что пока я сделал только один снимок по улице Самойло и на этом успокоился.

Ещё одним небольшим разочарованием стал Парк Ветеранов. Когда я выбирал гостиницу, то подумал, что прикольно было бы рассказать про утопающий в зелени парк.
К сожалению, я совсем забыл, что на дворе февраль )))

А вот и дом, в котором я останавливался. Про гостиницы я расскажу отдельным постом, а пока лишь скажу, что именно здесь, в Вологде, именно в этом здании я увидел прекрасную иллюстрацию к тому, какие дома следует строить в большинстве российских городов.
А именно - 3-4 этажные таунхаусы, которые можно использовать совершенно по-разному.

Например, в этом здании расположился супермаркет (отвратный, впрочем), мини-отель, парочка каких-то офисов и, по-моему, один-два жилых блока.

В этом цикле рассказов о Вологде совсем-совсем не будет рассказов о советской и современной застройке.
Честно говоря, не вижу смысла.

Ну вот, например, обычно сталинское здание - аккуратное и даже симпатичное.
В этом плане наши города удивительно похожи друг на друга.

А вот насчёт того, что Вологда - это зелёный город, я совершенно не ошибся - по всему городу встречаются вот такие аллеи-бульвары, не потерявшие очарования и лютой зимой.

Внезапно - шикарное название одного из магазинчиков :)
Не смог пройти мимо ))

Приятно, что в городе много мостов и мостиков - будет что посмотреть летом )))

Красный (почему, интересно?) мост.

А вот Октябрьский мост в Вологде может похвастать определённой уникальностью.

Построенный в 1931 году он явно сочетает привычные современные черты с ещё дореволюционным стилем, благодаря чему смотрится безумно стильно.

Без сомнений - один из красивейших мостов России.

А вот насчёт вологодских резных палисадов я либо что-то недопонял, либо не там искал, но большинство из них примерно такие.

Пока все, оставайтесь на связи :)