Увеличение ВРП за пять лет на 50% не сон ли это?

[Блогово]

Данная статья сформирована группой экономистов области, неравнодушных к любимой области.

Нашим Губернатором, Губернатором Вологодской области поставлена амбициозная задача за 5 лет увеличить валовой региональный продукт (ВРП) на 50%. А, как известно «мужик сказал – мужик сделал».

Давайте посмотрим как это возможно? Безусловно, учитывая реалии и возможности области.

Валовой региональный продукт – сумма добавленной стоимости, произведенной предприятиями и организациями области на территории Вологодской области. ВРП = выручка – стоимость сырья и материалов.

Увеличить ВРП возможно 2-мя основными способами:

1. Создание на территории области новых предприятий и организаций;

2. Развитие существующих предприятий и организаций. Модернизация производства, инновационный путь развития.

И тот и другой путь развития требуют значительных ресурсов. Необходимые ресурсы:

1. Финансовые. Инвестиции частного капитала, бюджетные инвестиции;

2. Материальные ресурсы. Эффективные производственные связи предприятий, отлаженные каналы поставок материальных ресурсов;

3. Трудовые ресурсы. Экономический рост должен быть количественно и качественно обеспечен необходимыми кадрами;

4. Организационно-управленческие ресурсы. Для обеспечения запланированного экономического роста необходима современная и эффективная структура управления.

Планировать экономической рост необходимо с экономического анализа, оценки текущего состояния экономики и существующих ресурсов, точек роста, разработки стратегических путей развития и целей, разработки стратегических планов по достижению поставленных целей.
Данный механизм реализован при разработке Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2020 года.

В Стратегии области заложен рост ВРП порядка 5-6% в год. Экономическое развитие области заложенное в Стратегии будет основано на развитии так называемых коридоров развития: Западного, Северного и Восточного, а также на основе развития городской агломерации «Вологда-Череповец».

Задачи роста реального сектора экономики и диверсификации экономики планируется решать за счет реализации так называемого кластерного подхода. Суть в выявлении, поддержке и обеспечении конкурентоспособности всех звеньев вертикальных цепочек (от производства сырья до производства конечной продукции) перспективных отраслей экономики области. В Стратегии области заложены развитие следующих кластеров:

- строительный;

- лесной;

- агропромышленный;

- льняной;

- туристский.

Для достижения поставленных Губернатором цели роста ВРП 50% в ближайшие 5 лет, рост ВРП должен составлять порядка 8-8,5% в год. А значит необходимо скорректировать стратегические планы развития области, в т.ч. разработать дополнительные стратегические направления (точек/коридоров/кластеров) форсированного развития области, достижения экономического роста экономики области.

А еще следует отметить, что прогнозам экономистов в 2012 году неминуемо грядет экономический кризис. Финансовое состояние бюджетной системы всем известно и хорошо известная ее зависимость от колебаний цен на энергоносители.

Финансовое состояние бюджетной системы Вологодской области также, мягко говоря, если уже не поет романсы, то разминает голос. Несколько цифр: доходная часть бюджета в 2012 году: - 35,1 млрд. руб., расходная часть бюджета – 39,5 млрд. руб. Таким образом, дефицит бюджета – 4,4 млрд. руб. Кроме того, долг области составляет порядка 27 млрд. руб.

Важнейшей задачей становится обеспечение экономического роста необходимыми ресурсами:

1. Финансовые ресурсы.

Для достижения поставленных целей развития экономики необходимы инвестиции, для привлечения инвестиций задачей государства становится обеспечение инвестиционной привлекательности региона. А это прежде всего заключается в обеспечении соответствующей инфраструктуры и эффективного, мотивирующего законодательства.

В условиях бюджетной ситуации ближайших нескольких лет у области не будет возможности широко использовать инструмента бюджетных инвестиций. Упор необходимо делать на инвестиции частного капитала.

Требуется создание эффективным инвестиционных инструментов и прежде всего со стороны государства.

Действующее правительство области не располагает такими инструментами.
Логичным представляется создание структуры, отвечающей за создание и эффективное использование бюджетных инвестиций в области. Такую структуру необходимо наделить полномочиями от Департамента развития муниципальных образования, Департамент имущественных и Департамента земельных отношений, Комитета государственного заказа области. Такая структура готовила бы проекты «под ключ», сама создавала инвестпроект, которые впоследствии бы продавались частному бизнесу.

2. Материальные ресурсы.

Необходимо создать условия для эффективного обеспечения материальными ресурсами предприятий в рамках стратегических направлений развития области. Обеспечение единого экономического пространства, эффективной работы таможенных и других служб.

3. Трудовые ресурсы.

Важнейший ресурс – трудовые ресурсы. Экономический рост и переход на инновационную экономику предъявляет особые требования к квалификации кадров.

В условиях сокращения численности населения области, в т.ч. сокращения трудовых ресурсов области для обеспечения темпов экономического роста необходим форсированный рост производительности труда, что достигается: а) привлечением инвестиций; б) повышением квалификации трудовых ресурсов.

4. Организационно-управленческие ресурсы.

Для разработки стратегических планов и консолидации ресурсов для достижения экономического роста необходимо создать эффективную систему управления.

Губернатором области поставлена задача по определению 5-6 направлений развития области, которые и обеспечат желаемый экономический рост.
Хочется сразу предупредить Губернатора и ответственные органы власти о недопущении типичного подхода «начальник сказал – мы абы как сделали, потому что надо сделать».

Определение направлений развития области необходимо выбирать по следующим параметрам:

- в области есть собственные необходимые ресурсы;

- есть «запас» роста;

- есть внутренний платежеспособный рынок;

- прежде всего именно бизнес-сообщество заинтересовано в развитии этих направлений.

Логичным представляется создание структуры, отвечающее за экономическое развитие в области и разработку перспективных планов развития.
Сегодня Департамент экономики – фактические не осуществляет подобных функций и в области нет «лидерской» организации, которая бы указывала направления.

Одним из таких направлений, должно стать Строительство.
Строительство – вид экономической деятельности, который создает устойчивый внутренний платежеспособный спрос на товары, работы и услуги большинства видов экономической деятельности. Создает рабочие места, повышает доходную часть бюджета.

Поэтому первоочередные меры, предпринятые Правительством области должны быть:

- межевание земель;

- ускорение решения вопросов о смене назначения земель;

- разработку генпланов;

- создание условий развития конкуренции на строительном рынке;

- создание действенных инвестиционных бюджетных и внебюджетных инструментов по развитию строительства, в т.ч. используя госзаказ;

- активное использование инструмента частно-государственного партнерства;

- активное использование новых технологий в строительстве, снижающих себестоимость строительства.

Таким образом, 50% рост ВРП за 5 лет? Хм.
С другой стороны, рост ВРП за 5 лет? Давайте сделаем!

Искренне желаем успеха Олегу Александровичу в достижении поставленных целей! И хотим пожелать, как можно более эффективно наладить коммуникации с профессиональным экономическим сообществом.

В свою очередь экономисты готовы сотрудничать с Правительством области, как бы это громко и не звучало :)