Что нам стоит дом построить

[Блогово]

Павел Шабанов, Вологда.
Что нам стоит дом построить

«Народ должен жить лучше. Буду контролировать лично»!
В.В. Путин

«Наша задача к 2007 году – обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. По отношению к уровню 2004 года – не менее чем на одну треть.
В.В. Путин».

«В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью».
Обещает – тот же Путин, только назначенные сроки заставляют вспомнить историю о шахе, Насреддине и об ишаке, которого Насреддин обещал за 20 лет обучить грамоте, справедливо рассудив, что за 20 лет кто нибудь да умрёт, и тогда, поди, разберись, кто из них троих лучше умел читать.

Да, обещает, вот только предлагаемая поголовная ипотека, поднимает цены на жилье, потому как увеличился спрос, так что жилье для людей стало ещё менее доступным.
Правда, есть реальная возможность снизить спрос на рынке жилья – индивидуальное строительство.

Нет, это уму непостижимо – страна, в которой заросли бурьяном и кустарником миллионы гектаров пахотных земель, своим гражданам выделяла по шесть соток заболоченного мелколесья с видом на помойку. И даже на этих сиротских сотках не разрешало строить домики больше голубятни. Себе слуги народа отмеряли гектары в реликтовых рощах, вблизи заповедных водоемов.

Казалось бы, чего проще – дать людям землю под индивидуальное строительство, немного леса, и они сами настроят себе жилья и на приусадебных участках решат продовольственную проблему, и нарожают здоровых детей…

Это ведь и для государства выгодно! Еще в 1770 году П.И. Рычков, идеолог помещичьей агрономии писал: «Умножение земледельцов не только для помещиков, но и для всего государства важнейшим пунктом почитается, а к сему ничто больше не может способствовать, как благовременная женитьба молодых людей, умеренный их деревенский труд и не оскудное содержание».

Ну, уж теперь-то, когда сняты идиотские ограничения на размер приусадебных участков, все пойдет по-другому! Ведь если дать возможность желающим построить в пригороде дом, они мало того, что построят дом для себя и своих детей, но и существенно снизят спрос на жилье, и соответственно – цены на городские квартиры.

К тому же – ипотека не всем по душе и не каждому по карману – выплачивать ежемесячно проценты и дрожать – а если потеряешь работу или, не дай Бог, со здоровьем что, то не сможешь выплачивать проценты, а значит, потеряешь и квартиру и уже выплаченные деньги.

То ли дело – строить дом самому! Есть деньги – нанял бригаду строителей, или позвал родственников и поставил сруб. Случился перерыв в денежном потоке – сруб стоит, денег не просит, для дела даже и лучше, если сруб выстоится пару-тройку лет.

Вот дело для настоящих мужчин – построить дом, посадить вокруг него деревьев, вырастить детей.

К тому же, сейчас уникальное время – к умелым мастеровым рукам, воспитанным дефицитом двадцатого века сейчас добавились материалы и технологии двадцать первого века. Поставил бревенчатый дом, утеплил, обшил пластиковой вагонкой - и простоит дом несколько веков, только меняй технологическую начинку этой «машины для проживания».

Из чего строить? Тюрьмы - из кирпича и железобетона, а жилые дома – из дерева. Только не надо про гниение и пожароопасность - во первых, существует технология пропитки древесины антипиренами и антисептиками, а во вторых – все видели, как горели небоскребы ВТЦ, возведенные из бетона, стекла и стали.

И не надо ля-ля насчёт того, что без пожарных, санитарных и прочих надзоров построенный дом тут же рухнет. Посмотрите старые дома, построенные согласно здравому смыслу, а ещё лучше – каменные храмы. Без всех этих десятков надзоров строились, и простояли века. А которые хотели снести – то-то намаялись безбожники с динамитом и танками.

Так что же мы не наблюдаем строительного бума?
Отчего не снижаются цены на жилье?

Я сам построил дом в пригородном посёлке Майский, и потому считал, что имею достаточное представление о трудностях этого пути. Нелегко, конечно, но преодолимо, считал я, а потом сообразил – я ведь достоверно знаю вовсе не обо всех трудностях. Я прошел не весь путь. В самом начале мне повезло – в 1997 году я вошел в сельсовет с ностальгическим названием «Рабоче-Крестьянский» вместе с президентом банка «Традиция» Валерием Денисовым, он написал заявление о том, что уступает свой земельный участок мне, а сам вступает во владение смежным земельным участком своего сына.

Я заплатил пошлину 68 рублей (при зарплате в 3 тысячи) и получил в пожизненное наследуемое владение 15 соток земли и еще пару соток в аренду.

На следующий год уже бывший президент банка заказал себе сруб из отборного леса за 10 тысяч долларов, а мне примерно за 10 тысяч рублей нашли два готовых сруба, из которых я собрал точно такой же по размерам дом, 6x9, в два этажа.

Здорово мешало соседство – рядом банковский дом, дом водочного магната… В общем, равняя меня с ними, разные мастера заламывали такие цены, что я сам настелил полы и перекрытия, покрыл крышу купленными в типографии Б/У аллюмининиевыми печатными формами, сложил печи, провёл электропроводку, водопровод, канализацию, памятуя завет Шаламова о том, что каждый человек с филологическим образованием должен уметь насадить топор и развести пилу.

Так я и построился, на медные деньги, не имея ни малейшего представления о самом первом этапе – как же простому человеку стать владельцем земли?

И вот с запозданием в 9 лет я отправляюсь в этот путь по коридорам администрации Вологодского района, что бы поведать вам о нём.
Конечно, чистоты эксперимента не было – я не собирал справки, я не стоял в бесконечных очередях, дожидаясь приема. Я входил в кабинеты, предъявлял удостоверение специального корреспондента газеты «Русский Север» и задавал чисто теоретический вопрос – как простому человеку получить землю для строительства дома. Вежливо и чисто теоретически мне отвечали – запросто!

Нужно обратиться в сельский совет, что бы там выделили участок, потом опять сюда, в администрацию, администрация даст объявление в газеты, о том, что такой-то участок выставляется на аукцион, и вот таким, несомненно, демократичным способом я и стану владельцем земельного участка. Или – не стану, потому как – аукцион…
И совершенно непонятно, с какого перепугу в сельсовете совершенно незнакомому человеку будут выделять земельный участок?

И я пошел к уже знакомому председателю сельсовета с тем же вопросом и получил сокрушающий ответ – во-первых, земли под строительство уже давно нет, а во-вторых, загадочные пути реформы самоуправления привели к тому, что никаких полномочий в этой области у сельских советов не осталось – все решает районная администрация. Более того, сейчас, если человек захочет оформить владение земельным участком, на котором он огородничает уже двадцать лет, то ему предстоит тот же путь с сомнительным результатом – через аукцион…

Однако, демократия называется…

Так как же получить землю в наше время?

Не знаю… По моему – никак. В смысле – получить. Вся пригодная для строительства земля в окрестностях Вологды порезана на аппетитные кусочки и давно кому-то принадлежит. Вот у них и можно купить. По рыночным беспредельным ценам.

Узнал, за сколько купили соседний участок, и с удивлением понял, что я – миллионер.
Так что цены на жилье будут неуклонно расти, опережая наше благосостояние…

Как получить 200 кубов бесплатного лесу, якобы полагающиеся застройщику? Честно скажу – не знаю. Бюрократический барьер, поставленный на этом пути, оказался так высок, что этой, чисто теоретической возможностью, лично я не смог воспользоваться.
Думаете, я не хотел их получить? Хотел…

Оставим за рамками нашего исследования заявление вологодского губернатора В. Позгалева о том, что можно придти на некий склад и бесплатно набрать стройматериалов, как он утверждает в интервью «Российской газете»:

«Даем землю, бесплатно даем 200 кубометров леса. То есть человек приходит на склад и берет 200 кубов леса – кругляком, доской обрезной, необрезной, половой… Набирает домокомплект и может идти строиться. Пока кризис и нет работы – дом себе построй.

– Уточню, бесплатно даете?

– Бесплатно. Леса у нас много, 75 процентов территории области леса занимают».

(Конец цитаты).

Ну, мы не настолько наивны, чтобы бежать искать этот таинственный склад с халявными пиломатериалами, тем более, что губернатор честно сказал, что этот проект в Вологодской области рассчитан на тысячу человек.

Посчитаем: заместители губернатора, руководители департаментов и заместители, депутаты, главы городов и районов… Как раз тысяча человек и набирается. Про население ничего ведь не говорилось?(И если мне в пример приведут простого инженера, который получил эти бесплатные пиломатериалы, то пусть не обижаются, если я начну дотошно прослеживать родственные связи его и его жены).

Для населения в Вологодской области существует другой проект – возможность купить 200 кубов леса на корню по цене до одного рубля за кубометр. Дескать, напишите заявление…

200 кубов за 200 рублей?
Быстрее, быстрее написать заявление!
Но…

Вам могут отказать, если представленные документы вызывают сомнения или оформлены ненадлежащим образом и… ввиду отсутствия лесного фонда.

В общем, если не откажут по тысяче надуманных причин, то выделят вам делянку. «И это не какое-то определенное место, где растут только хвойные леса, а разбросанные, труднодоступные участки смешанных деревьев». (Начальник вологодского райотдела лесничества Ю. Сапожников).

На этой делянке, которую до сих пор не тронули ни легальные лесозаготовители, ни черные лесорубы именно потому, что до нее и добраться-то проблема, вам и намеряют 200 кубов. Из них хвойной древесины будет не больше 100 кубов, и то: «Рассчитывать на то, что все 100 кубометров будет хорошая, (толстая) древесина для строительства, нельзя». (Ю. Сапожников).

Получили делянку? Теперь в течение года нужно все деревья спилить с корня, вытащить из леса, распилить на бревна и прибрать делянку. За нарушения – штраф. Учитывая, что делянку выделили у черта на куличках, по принципу – на тебе, убоже, что людям не гоже, это вам обойдется в кругленькую сумму.

Вы знаете, что такое – «чокер»? Нет? А, так вы вообще никогда заготовкой леса не занимались, и понятия не имеете, какие деньги растут на соснах? Ну, так наймите бригаду, она вам повалит деревья, срубит сучки, сложит их в кучи, а распиленные бревна вытащит к месту погрузки. 500 рублей за кубометр – это минимум. И вот ваши «бесплатные» бревна ценой побольше 100 тысяч рублей лежат штабелем в лесу.

Теперь их нужно вывезти. Ваш «жигуленок» или взятый в кредит «Рено-Логан» не может бревна вывезти? Ну, так наймите лесовоз. Примерно 300 – 500 рублей за куб, берем среднее – 400 рублей, и получаем 80 тысяч. (Меньше нельзя, потому что делянку вам выделили во-о-о-он там.)

Итак, примерно за 200 тысяч рублей кривые елки, сучковатые березы, трухлявые осины и сколько-то кубов делового леса лежат у вас на участке. (Вы ведь обязаны вывезти весь лес с делянки, а с какого перепугу вам выделят хорошую делянку?)

Вы имеете право половину древесины продать, и вырученные деньги потратить на строительство. Средняя цена лиственной древесины – 350 рублей за куб. Продаете 100 кубов «листвы» себестоимостью в 1 тысячу рублей за куб – получаете 65 тысяч рублей убытка.

Может, лучше оставить себе на дрова?
Что продавать? Кому нужны кривые елки и сосны? Себе нужно оставить хороший лес!

А ведь из этих бревен нужно еще срубить дом! Не умеете?
Ну, наймите бригаду…

И вам совершенно непонятно – зачем нужно было затевать возню с «бесплатным» лесом? Если в Вологде цена хвойного пиловочника с доставкой начинается от 1 тысячи рублей?
Если вам привезут готовый сруб по цене от 100 тысяч рублей?
А за 200 тысяч вам поставят дом?

Почему же так дешево? А потому, что люди работают, и умеют считать каждую копеечку.
И ту «бесплатную» делянку, которую всучили вам, они возьмут, только если им крепко приплатить.
А как получить землю под строительство – смотри выше…