Череповец хороший город, там снимали фильм

09.02.2012 [БлогоVO]

За каплю покаянья на лице
готов простить повешенных на стеньге.
Но то, что я живу в Череповце,
нельзя простить ни за какие деньги!


Суббота, 25 июня, всего 275 км. Стартовал в 4.55 после завтрака. Первый город на моём маршруте через 25 километров – Сергиев Посад. Не часто, но я в нем, конечно, бывал.

В советские времена он назвался Загорск в честь большевика Владимира Михайловича Загорского (Вольф Михелевич Лубоцкий). Название города было вполне говорящее, рельеф дорог вокруг города очень неровный, большие спуски и подъёмы. Обратите внимание, на заднем плане выпускники, всю ночь праздновавшие окончание средней школы.

Главная улица города – проспект Красной Армии. Лавра как раз расположена на этом проспекте. Есть ещё улица 1-ой Ударной Армии. Ещё рано и Макдоналдс обслуживает только автомобили, я не “Феррари”, но покушать мне дали, я ем, сколько могу, и три бутерброда кладу в рюкзак, следующий пункт питания я планирую в Угличе. Рядом со мной курит одинокий выпускник, на лице его видна боль головы после ночи выпускного бала. Стоять в очереди вместе с авто он не может, ждёт открытия. Во взрослую жизнь вступает поколение, опохмеляющееся кока-колой из Макдоналдса.

Выезжаю из города на трассу Р104 Сергиев Посад – Череповец. Мне до конца. Зеркальце заднего вида мой главный прибор, впереди 450 км пути.

По этой дороге я уже ездил в 2007 году до Рыбинска. Это поворот перед Калязином на Углич, примерно 100 км от Сергиева Посада. В Калязин я не заезжаю. Про Калязин, Углич, Мышкин, Рыбинск я уже рассказывал. Несколько лет эта фотография была у меня фоном на рабочем столе.

Жизнь не стоит на месте, за 4 года многое изменилось. Теперь от Углича до Рыбинска полностью построили дорогу по правому берегу реки. Не нужно в Угличе перебираться на левый берег и соответственно не нужно в Мышкине на пароме переплавляться обратно на правый, получается короче и быстрее. Так выглядела дорога в 2007 году, а сейчас по современному шоссе ходят рейсовые автобусы.

К девяти вечера я добираюсь до Рыбинска, и к десяти размещаюсь в «Гостевом доме» на улице Луначарского, рекомендую. Так отель выглядит в сумраке. За пятьдесят рублей мне дали зайти в Интернет. Рыбинск – город провинциальный, даже в субботу заведения закрываются в 23.00. В центре, на улице Крестовской зашёл в итальянскую пиццерию. Время 22.40, я заказал пять кусков пиццы, всё, что у них осталось. Я бы съел и больше, но больше не было. Два парня, стоявшие за мной, развернулись и ушли. А могли и отобрать у меня еду.

Замечаю знакомое название – Пушкино. Как оно может быть связано с Рыбинском? Оказывается это реклама нового транспортного пути. Современный мир стремительно сжимается. От Рыбинска можно быстро доехать до Пушкино на автобусах, а оттуда до Москвы недавно стали ходить быстрые электрички «Спутник», из-за пробок у Москвы на электричках от Пушкино получается быстрей, а до Пушкино пробок нет.

Воскресенье, 26 июня, всего 210 км. День начинается депрессивно. Выезжая из Рыбинска на трассу, я делаю ошибки, и у меня получается крюк километров 10 – 15. Матерюсь и проклинаю всё на свете, чувствуется усталость вчерашнего дня. Вчера правая коленка заболела после 200 км, а сегодня она уже болит сразу. Это знаменитый памятник матушке Волге на Рыбинском водохранилище, ближе я подъехать не успевал. В сети есть фото лучше.

Но, оказавшись на трассе, увидев четко сформулированную задачу на синем указателе: 60 км до обеда, я успокаиваюсь, настроение улучшается. Воскресенье – выходной день. Погода хорошая, дождя нет, ветра нет, почти нет облаков, светит солнце. Машин нет, дорога хорошая, асфальт ровный. Левая коленка не болит, скорость 25 км.

Хороший асфальт кончился через 5 километров.

Пошехонье должен быть хороший город. Там сыр делают, пошехонский. Там я поем. Там должен быть ресторан с прохладным залом, с кондиционером, с белыми скатертями на столах, с расторопным официантом. Я закажу первое, второе, нет, два вторых и компот. И отдохну, посижу семь минут, или даже десять.

Пошехонье. Это центр. Кафе на автовокзале не удовлетворяло моим стандартам питания. Ресторан «Согожа», названный в честь великой русской реки Согожа, на которой и стоит город Пошехонье, был закрыт на санитарный день после приёма накануне пионерского лагеря. Ещё одно кафе на улице Прижевальского было закрыто на спецобслуживание, кто-то умер или даже женился. Пришлось мне в мясной лавке купить две порции куриного шашлыка подогретого в микроволновке.

Сижу перед магазином, ем свой шашлык, греюсь на солнышке. Молодая чета с ребёнком возвращается с пляжа. Мальчик 2-2.5 года восседает на трёхколёсном велосипеде с длинной ручкой сзади, мальчику кажется, что он, руля, управляет велосипедом. Но это иллюзия, везёт его мама. Мама спрашивает мальчика, хочешь мороженого? Молодой человек отвечает, что он не желает мороженого, он хочет пива. Мама с папой умиляются, растёт сынуля. Мальчик только входит в эту жизнь, ему ещё предстоит познать суровые её законы. Облом у него вышел. Не получил он ни пива, ни мороженого. В городе я не видел ни одного трёхэтажного здания.

На автобусе из Пошехонья можно уехать куда угодно, хоть в Ярославль.

При въезде в город указатель сообщал, что до Череповца 104 км.

При выезде на указателе написано, что 110 км. Это нормально. Я к этому привык.

Текст про Пошехонье и пошехонские сыры. Псевдоним автора – Аврора Крейсер. Мозг выносит в каждом абзаце. Согласно Википедии Пошехонский сыродельный завод на данный момент разорён.

До города осталось чуть больше 40 километров. Дорога так себе, асфальт разбитый и я надеюсь, что, переезжая в Вологодскую область, в богатый Череповецкий район, дорога улучшится.

Как бы не так, асфальт в Череповецкой области вообще заканчивается, и начинаются бетонные плиты. Тоже мне, крупный экономический центр Северо-Запада страны, каждая пятая тонна стали в стране, дорогу нормальную построить не могут. Бетонные плиты для автомобилей может и ничего, а на велосипеде мне ехать по ним тяжело. Впрочем, я устал и капризничаю, мне всё тяжело сейчас.

Крайний подъем перед городом слишком длинный, я поднимаюсь в него спешившись, это у меня уже традиция. Я так был увлечён процессом подъёма, что забыл сфотографировать дорожный знак начала города. Опомнился только метров через 400, были даже душевные порывы возвратиться, это в самом начале Рыбинской улицы.

Особенность Череповца – здесь нет ярко выраженного центра. Город поделён на районы. Сначала я еду по Зашекснинскому району, крупнейшему спальному району города, он стал развиваться в 80-х годах. Тогда же получил неофициальное, «народное» название — «Простоквашино», из-за многочисленных строек в начале 80-х здесь была самая непролазная грязь. Первое здание, что меня привлекло – Ледовый дворец.

Это Октябрьский мост через реку Шексна, он соединяет Индустриальный и Зашекснинский районы. Является первым вантовым мостом, построенным на территории РСФСР. Мост несимметричный, однопилонный. Длина моста — около 1300 м. Строительство моста началось в 1970 году и длилось почти 10 лет. Дата начала строительства была приурочена к юбилейной дате со дня рождения Ленина – именно 22 апреля мостостроители забили первую сваю в основание первой опоры. В опору моста была заложена капсула с пластиной-посланием потомкам: ”Этим стулом мастер Гамбс начинает новую партию…” «Сегодня, 22 апреля 1970 года, в день 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, бригада В.И. Батищева мостопоезда № 809 Ленинградского треста «Мостострой» № 6, забив первую сваю, приступила к сооружению моста через реку Шексну в городе Череповце».

Октябрьский мост – традиционное место паломничества молодоженов. Они вешают на ограждение железные замки в знак нерушимости брака, но коммунальные службы регулярно срезают такие замки автогеном. В городе сталеваров и металлургов хорошо знают прочностные свойства железа.

Спустившись с моста, спрашиваю идущего навстречу крепкого коренастого мужчину с рыжей бородой-лопатой: «Как проехать на железнодорожный вокзал?» А он задаёт свой, мне кажущийся нелепым, вопрос: «В какую сторону дует ветер на мосту?» Я не знаю, в какую сторону он дует, по мне так вообще нет никакого ветра, а ему это нужно знать, чтобы решить, по какой стороне моста идти, чтобы меньше чувствовать запах бензина от проезжающих машин. Эстет, <плохое слово>. Живут же люди в провинциях.

Училище всяческих искусств. Это уже Индустриальный район, неофициальное название просто «Город».

Судьба Череповца резко изменилась в середине прошлого века. Для металлургических производств необходимы руда и топливо. В окрестностях Череповца нет ни того, ни другого. Но это не повод наслаждаться экологией. В начале 30-х геологи нашли на Кольском полуострове большое количество полезных минералов, в том числе железные руды (Ковдор, Оленегорск), а другие геологи открыли залежи коксующихся углей в Печорском угольном бассейне (Воркута).

И то и другое за Полярным кругом. Можно было построить крупный металлургический комбинат на Кольском полуострове и возить туда угли с Печёры, можно, было сделать наоборот, но создавать крупные производства в суровых климатических условиях решили нецелесообразным (поблажка вышла тут освоителям Севера). Учитывая уже готовые транспортные магистрали, решили организовать производство на пересечении потоков руды и угля и поближе к крупным промышленным потребителям металла: Москве, Ленинграду, Горькому.

20 июня 1940 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление "Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР", которым был предрешен вопрос о постройке Череповецкого металлургического завода. Война чуть сместила эти планы во времени. Почти за десять лет из захолустного райцентра Череповец превратился в гиганта советской промышленности.

Десятки проектных, научно-исследовательских и академических институтов были задействованы для составления проекта завода, проведения лабораторных и промышленных испытаний руды и угля. Ценой больших усилий людей росли заводские корпуса.

В 1951 году вступает в строй действующих первый цех металлургического завода - цех металлоконструкций (ныне - котельно-монтажный цех). В мае 1954 года дала ток теплоэлектроцентраль. 24 августа 1955 года в 15 часов 25 минут старший горновой Ф.Е.Дроздов пробивает летку, и из нее вырывается огненный поток металла. Этот день стал Днем рождения Череповецкого металлургического завода.

В феврале 1956 года стала давать продукцию мощная коксовая батарея, спустя два года на первомайской демонстрации был провезен первый слиток стали, а в январе 1959 года введен в эксплуатацию блюминг. В ноябре 1959 года Правительство страны поздравило строителей и металлургов с вводом в действие крупнейшего в Европе листопрокатного стана. И Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом.

Фото 1958 года.

Учитывая сложную структуру и комбинированный характер производства, Министерство черной металлургии СССР 23 июня 1983 года приняло решение о реорганизации Череповецкого металлургического завода в Череповецкий металлургический комбинат. А спустя десятилетие - 24 сентября 1993 года - в соответствии с указом Президента РФ государственное предприятие Череповецкий металлургический комбинат зарегистрировано в мэрии города Череповец как акционерное общество "Северсталь" http://www.severstal.com.

Доменные печи – уникальные сооружения, печи имеют не только номера, но и собственные имена. 13.04.1986 самая мощная и крупная в мире доменная печь № 5 "Северянка" выдала первый чугун. «Северянка», занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, составляет 102 метра в высоту, корпус печи сварен из спецстали толщиной 60 мм. Для ее работы построена мощная теплоэлектроцентраль, 30 км железнодорожных путей, десятки километров конвейерных трактов. Домна–гигант способна выплавлять 12 тысяч тонн чугуна в сутки, таким образом, за год только эта печь может дать 4 млн. т. чугуна, это почти столько же, сколько выплавляет в год чугуна отнюдь не маленький Нижнетагильский металлургический комбинат. Для ее работы ежедневно требуется более 20 тыс.т. железорудного сырья и топлива.

Надо быть настоящим металлургом, чтобы увидеть и оценить красоту этого сооружения.

Новая судьба города тесно связана с академиком Иваном Бардиным, очень почитаемым в городе. Под его руководством разрабатывался проект строительства, и шло само строительство металлургического завода.

Бардин – личность яркая и могучая. Учился сначала на агронома, но за студенческую революционную деятельность был исключён. В конце-концов закончил Киевский политех (ну, это почти бауманец), в 1910-11 годах работал на металлургических заводах Америки простым рабочим. В России – инженер. С 30-х годов организатор и руководитель советских великих строек.

Его именем названы горы, улицы во многих городах и прочая, прочая, прочая, включая Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии (о нём я ещё расскажу). В Череповец во время строительства Бардин приезжал в вагоне фельдмаршала Паулюса (того самого, который в плен попал в Сталинградском универмаге), вагон этот сохранился до наших дней, находится в Череповце, и сейчас там музей.

В партии не состоял, играл на скрипке. Жить вне эпохи у него не получалось, были и его «расстрельные» речи против коллег, и сам ходил по лезвию, страдая от сослуживцев и учеников, но как-то обошлось, лагеря он видел только по эту сторону. Умер в 76 лет, как и подобает настоящему металлургу на заседании Госплана СССР.

В Интернете много фотографий академика Бардина, мне больше всего понравилась эта, он в нижнем ряду, второй

В Интернете много фотографий академика Бардина, мне больше всего понравилась эта, он в нижнем ряду, второй справа.

Ещё одной самобытностью города является полное отсутствие маршрутных такси, почему так, загадка. Полно автобусов, многие из которых частные. Трамвай здесь пустили в 50-х, действует всего три маршрута, в 90-х ОАО «Северсталь» http://www.severstal.com были установлены опоры контактной сети с кронштейнами и началась навеска самой сети для троллейбусов. Но, строительство остановлено, построенное хозяйство законсервировано.

Я проехал по улице Сталеваров весь Индустриальный район и добрался до вокзала, у меня мало времени, я устал и сделал совсем немного снимков, вы видите мои фотографии Ледового дворца, Октябрьского моста и вокзала. После этого в киоске я купил сувениры – магнитики с видами города, я купил пять магнитиков толком не разбирая, что на них изображено, на трёх из них оказались Ледовый дворец, Октябрьский мост и вокзал. На двух других Воскресенский собор, его я не видел.

Источник: pvorontsov
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика