Зимняя дорога, часть 1

[Блогово]

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

А.С.Пушкин, "Зимняя дорога"


Ну конечно же, всё было не так мрачно. Всё же вместо борзой тройки по зимней скучной дороге бежит уже целый табун о 150 лошадях. Да и вместо однозвучного колокольчика есть магнитола с бесконечным дорожным саундтреком. Но если перенестись на 6 лет назад, в мой последний пост о Карелии , то изменилось немного.

Ощущение перед дальней дорогой всегда необычно. Волнующе. Всё же наши дороги непредсказуемы. Зато интересны.

Год назад новогодний вояж получился как-то сам собой, экспромтом. Удалось (по часовой стрелке) проехать через Калужскую, Тульскую, Орловскую, Брянскую, Псковскую, Ленинградскую, Новгородскую и Тверскую области, захватив кусочек Беларуси. На этот раз совсем уж в неизвестность ехать не хотелось, и потому была забронирована гостиница в Таллине и очередь на границе на обратную дорогу (как оказалось - зря, на переходе в Печорах "живая" очередь проходила быстрее). И чтобы было веселее, в этот раз поехали против часовой стрелки.

Выехали ранним утром (то есть примерно в 11) из Орехово-Зуево. Чуток не доезжая до Владимира - глухая пробка на сколько хватает глаз. В одном из оврагов, через которые проходит М7, 11 авто сыграли в кегельбан. Сильно пострадавших не было, если не считать нервов. Потеряли около часа. Не люблю М7.

Затем уже без приключений в объезд Владимира, Суздаля и Иваново добрались до Костромы. Дорога хорошая везде.

Кострома

Этот город манил меня ещё со времён песни Гребенщикова, услышанной в далёком детстве. Мон амур, короче. И в самом деле, хорош.

Чудом сохранившийся дом почти в самом центре. Имеет два входа, гордо именуемых "парадная". Не иначе, влияние Питера, даром что находится в 3 раза дальше Первопрестольной.

Домик неподалёку. Я замечал, что подобные домики всегда хорошо отремонтированы и дают понять избирателям, что скоро везде так будет.

Стильные афиши и фонари возле академического театра. Культурное место!

Креатив местных рекламщиков.

Ещё один креатив, кафе "Рога и копыта". Интерьер странный, неоднородный. Но кормят хорошо, хотя цены московские (но мы привыкли уже).

Проблема в Костроме, как и во многих других российских городах, одна: нет доступных и качественных гостиниц. Мы поселились в гостинице "Муш" ("солнце" по-армянски, вы поняли, кто хозяин) и отдали 2500 рублей. Если бы не близость к центру, эта цена вообще ничем не оправдана. Разве что отсутствием конкуренции. Хотя в Кириллове с ночлегом вообще беда, единственная гостиница практически не имеет альтерантив. И так уже много-много лет. Есть о чём подумать местному отделению "Единой России".

Кстати, раз уж речь зашла про власть. В Ипатьевском монастыре, который также находится в Костроме, и по совместительству считается фамильным гнездом семьи Романовых (а стало быть и всея российской государственности) были обнаружены следы пребывания всех трёх российских президентов. Причём первый из них в торжественном поздравлении смог поставить только подпись, второй накропал что-то очень кривым и нервным почерком (интересно, что бы о нём сказали мастера почерковеды), а вот третий написал (или ему помогли) уже вполне взрослый и аккуратный текст. Стоит ли говорить, что монастырь ухожен и к тому же расширяется?

На утро двинули немного назад, в сторону Ярославля: через Любим да ещё и зимой я не рискнул. Ярославль проехали почти насквозь. После своего юбилея город расцвел и теперь уже точно никуда ему не деться от нас летом. Затем быстренько до Вологды, традиционно без остановки.

И дорога кончилась... Я был готов ко всему, но только не к этому. В 2005 году, когда мы возвращались из Карелии, участок Липин Бор - Вологда был похож на немецкий автобан, хоть и без разметки и малость узкий. Но сейчас это просто кусок грязного асфальта длиной 130 километров, весь в буграх и ухабах. Под конец у нас закончилась омывающая жидкость, расход которой очень возрос на последнем участке, но слава богам (на наших дорогах почему-то постоянно думаешь о небесных силах), добрались без происшествий. Опять же, ЕР есть, где проявить свою удаль.

Кириллов

Кое-как добрались до Кириллова (здесь сплоховали и ворованный iGo, и лицензионный Навител, не знают съездов с Р5), пошатались по монастырю, пока ещё был открыт, закупили керамический чайник, посмотрели на озеро, отыскали кафе (всё при той же единственной гостинице) и улеглись спать в номере с картонными стенами и удобствами в коридоре. Зато всего тысяча рублей :)

На утро нас ждало ещё одно открытие. Поскольку дальше Ферапонтово (5 километров за Кирилловым) туристический автобусы не ездят, трафик становится совсем небольшим и вологодские дорожники применяют своё ноу-хау, "снежный накат":

Видимо, перенимают передовой финский опыт. Не знаю как там у финнов, но у нас получается не очень. Аккурат за первым из подобных знаков мы обнаружили первую жертву, слетевшую с этого наката в овраг. Зачитался, не иначе. Выглядит накат следующим образом: бугристая укатанная дорожка и три ледяных колеи, проходящих сквозь неё. Вот по этим полосам и предлагается ехать. И ладно бы они ещё были ровные, но ведь под ними всё тот же разбитый асфальт, а потому впечатления незабываемы. Особенно когда надо разъехаться со встречной, то есть вылезти из левой ледяной колеи. В общем, разочарование полное.

Вытегра

Которое усилилось в Вытегре, поскольку мы опоздали на 20 минут и не попали внутрь подводной лодки, установленной вроде бы на потеху туристам и детям. Вроде как музей, но странный. Оказывается, в январские праздники музей открыт до 14.00. При том что билет стоит 140 рублей и не похоже, что для бюджета города эти деньги лишние (подробнее про Вытегру см. всё тот же пост 6-летней давности ). Вместе с ещё одним экипажем из Москвы мы было попытались уговорить смотрителя открыть дверь, но не тут-то было. Ну не нужны людям деньги и всё тут. Ибо порядок! Ограничились наружным осмотром.

На фоне ледяного беспредела от Кириллова до Вытегры перегон Вытегра - Ошта не показался таким ужасным, как в прошлый раз. Более того, есть участки (один или два), где асфальт совсем новый, а главное - чистый (без пресловутого "наката"). На паром через Свирь, слава дорожным богам, мы всё же успели:

Зимой оно даже интереснее. Мороз под -10, а река не замерзает. Онега тоже вся безо льда стояла.

Так мы добрались до Петрозаводска. В этом городе первый раз за неделю или даже две показалось солнце. В очередной раз удивляюсь, как морской курорт может быть расположен почти на границе с Полярным кругом.

Окончание следует...