Великий Устюг. Изразцы

[Блогово]

Продолжается мое #впоискахрусскогосевера

С Великим Устюгом у меня сложные отношения: слишком уж родной, чтоб воспринимать его туристический потенциал. Слишком много бытовых детских воспоминаний: бесконечные тряски в ЛиАЗах, районные больницы, какие-то местные школьные олимпиады, спартакиады, магазины. Всегда Устюг — городишко, в который едешь по нужде или с оказией. Сложно смахнуть эту пыль. Но я нашла в Устюге то, что знакомит, располагает, завораживает и влюбляет в город. Даже если ты его никогда особенно и не чествовал.

Изразцы. Они просты, круты, изящны, невероятно таинственны. Вот 7 любопытных фактов об устюжских изразцах, которые я нашла и делюсь с вами:

1. Нет никаких археологических данных и письменных свидетельств, что в Устюге была своя школа изразцов. Но она была. Откуда мы это знаем? 15 церквей Устюга + окрестности были украшены одинаковыми изразцами, которые нигде больше не встречаются.

2. Моду на изразцы ввел купец Никифор Ревякин. Он построил и украсил Вознесенскую церковь привозными московскими «штучками» (дорого-богато, диковинно-чудно для Устюга того времени). Купец выпендрился невероятно. На первых двух фотографиях московский вариант и покрытый муравой великоустюжский. Изображены на них… Ворота. 

3. Довольно быстро местные мастера провели «импортозамещение» и стали делать свои изразцы. Духовный и финансовый пинок дал архиепископ Александр. Посмотрите, как похожи (2-3 фото) птички с Ворот Иосифо- Волоколамского монастыря (альма-матер Александра) и с устюжской церкви. Видимо, однажды он привез понравившиеся образцы и сказал: «Вот вам деньги, сделайте так же»

4. Сделали так же весьма примерно. Видно, что сюжеты брали у столиц, но реализация была устюжской. Искусствоведы забавно говорят о «вялой проработке деталей», но мы не искусствоведы и просто видим некоторую топорность. На 5 и 6 фотографиях индюк столичный и провинциальный. Но вот мне лично кажется, что эта топорность и крута. Мол, как умеем, но тоже не лыком шиты. Да и какие они супер домашние, сермяжные, народные, хэнд-мейд, крафт. Ну, в общем, это сейчас ценится больше выученности.

5. Еще один изразец какой-то подозрительно белый. Оказывается, в 19 веке была повсеместная практика замалёвывания изразцов побелкой (Потому, кстати, они и были мало изучены). Зачем их закрашивали непонятно: то ли сохраняли (ой, сомневаюсь), то ли мода была на белизну, то ли сюжеты казались слишком неправославными (Сирин там, Лев да всякие петухи). В пользу последней версии — сетования современника, вологодского краеведа Лукомского, который пишет об изразцах «варварски гонимых невежественным вкусом всяких радетелей» и о церковных старостах, «которые находят изразцы недостаточно благолепными».

6. Уже на излете своей карьеры, в конце 18 века, изразцы сделали фортель: стали украшать капители (верхние части декоративной колонны). Предпоследняя фотка — как раз этот довольно забавный симбиоз.

7. А еще по изразцам можно представить, какая рука в Средневековье считалась «большой», а какая «малой». Первый изразец с Воротами — широкоформатный, по-другому, «большой руки» — 20×20 см. «Малая рука» — 14×14. У меня малая рука. Акселерация не докатилась. А у вас?))) 

Ну и, конечно, без моих любимых львов не обошлось. Куда ж без них на Русском Севере?)