Все четко, узнаваемо, даже немного жутко от такой фотографичности

[Блогово]

Пронзительный деревянный иконостас встречал участников Бессмертного полка на Соборной горке. 

У Софийского собора, на колченогих мольбертах искусно вырезанные резчиком портреты инвалидов и вдов войны. Лики достоинства, страдания и одиночества. 

В основе большинства работ рисунки Геннадия Доброва «Авторгафы войны». Это серия портретов инвалидов Валаама. «… А что такое инвалиды войны? Это люди, которые после войны остались без жилья, без семьи, без денег. Без рук, без ног… там без глаз, с дырками в голове (ну, это говорю, как…)», — так опишет своих героев художник. 

Есть здесь и портреты женщин Джанны Тутунджан. Смиренные, как сжатая горем пружина. Внутренняя сила. Горе трасформированное в горечь. 

С документальной точностью резец мастера передает переходы графики. Все четко, узнаваемо, даже немного жутко от такой фотографичности. Никакой мягкости, глубокие и четкие изломы линий. Древесина придает объем безысходным сюжетам, но героям — истерзанным, но живым — иную, более теплую что ли форму выражения. И это жизнь. 

И как символично, что именно на Соборной горке завершилось шествие Бессмертного полка. Родственники воевавших встретились с ликами тех, чей род прервался. 

Сильнейшая концепция выставки: уместно, мастерски, ценно. Спасибо тем, кто это сделал. Моя признательность и уважение автору работ. Это безусловно творческое переложение источников, вдумчивое и важное.