Вологда, которую уничтожили равнодушие и жажда наживы

[Блогово]

Сегодня на Newsvo появился очередной печальный сюжет — «разрушение амбулатории XVIII века». Сюжет мы создаем, если какая-то новость получает развитие. К сожалению, когда речь идет о памятниках архитектуры в Вологде, развиваются эти сюжеты всегда грустно.

Фото: vk.com/realvologda

Конечно, о доме на Чернышевского, 58 мы стали писать давно, еще в 2015 году, когда там начала незаконные работы фирма бывшего депутата заксобрания. Но до сегодняшнего дня я все оттягивала заполнение этой строки — сюжет. Все казалось, как же так, Комитет по охране объектов культурного наследия в курсе, полиция в курсе, прокуратура в курсе - неужели опять не остановят уничтожение исторического дома? Опять…

Сейчас из щелей интернета опять повыползают тролли и нелюди со своим шаблонным «Что же вы сами живете в квартире, а не в историческом доме?» Глупо отвечать на глупость. Если бы в тех европейских странах, где бережно хранят и восстанавливают каждый памятник архитектуры, в каком бы состоянии он ни был, власти, решая, сохранять дом или нет, основывались на ответах жителей на этот вопрос, в мире уже не было бы ни колизеев, ни амфитеатров, ни сказочных средневековых построек, ни уютных старых деревянных домиков в Норвегии, Финляндии, Латвии, Литве. Власти там не спрашивают — они сохраняют. Что-то на государственные деньги, что-то при помощи собственников зданий.

Например, в Греции, согласно местным законам, все древности, которые имеются где-либо в стране (на государственной или частной земле, в реках, озерах и на морском дне), а также все объекты, возведенные начиная с эпохи раннего христианства и кончая падением Византии (1453 год н.э.) и являющиеся произведениями искусства, находятся в единственной и постоянной собственности и владении греческого государства. К слову, экономика Греции находится примерно в такой же дыре, как и экономика России, так что тут нельзя возразить, что у них на сохранение истории больше денег. Любви к своей стране и родным городам там больше, а не денег.

А у нас все уничтожается из-за тотального равнодушия к месту, где ты живешь. Неужели кто-то верит, что если бы чиновники, полицейские, работники прокуратуры и прочие иже с ними любили Вологду, то у нас за последние годы было бы уничтожено столько памятников архитектуры? Я не верю. Я вижу, какие огромные суммы тратятся из бюджетов города и области на банкеты, мебель и ремонты в зданиях госструктур, на базы отдыха для чиновников, на автомобили, на сувениры и пр., и слышу, как чиновники говорят, что на исторические дома нет денег. То есть нам просто врут. Ничего нового. Хотя нет, новое есть — безликие дома на месте уничтоженных исторических, которые никак не способствуют тому, чтобы к нам приезжали туристы.

Той Вологды, которая была моим городом, больше нет. Она стала городом алчных бизнесменов, чиновников и правоохранителей, которых объединили равнодушие к месту, где они живут, и жажда наживы. И эта ОПГ, специализирующаяся на уничтожении истории Вологды, разрушает все подряд. Все, что составляло красоту и аутентичность нашего города и что могло бы привлечь сюда туристов со всего мира.

Что у нас осталось от прежней набережной со старыми деревянными домами? Почти ничего... Недавно дважды подожгли деревянный дом на Набережной 6 Армии, 149 недалеко от пешеходного моста.

В этом доме жила семья моего одноклассника. Он, этот дом, часть моего детства, часть этого города. Но люди, в компетенции которых сохранять деревянное наследие Вологды и наказывать виновных в его уничтожении, считают, что все продается и покупается, поэтому за десяток последних лет историю города практически стерли с лица земли.

В паре минут ходьбы отсюда, на Добролюбова, 4, был еще один деревянный дом, мимо которого я несколько лет ходила в школу и из школы.

Этого чудесного балкона больше нет. И дома тоже…

Теперь там вот это:

Вы не поверите, но это — реставрация (!) Все бревна новые. А сколько еще таких «реставраций» выполнили в Вологде в 21 веке? Я уже потеряла счет, а век еще только начался. Я хожу по центральным улицам города и буквально на каждом шагу вижу несуразное нечто вместо исторического дома, который стоял там раньше. Бывший мэр города, во время «правления» которого была уничтожена большая часть исторического наследия в Вологде и который теперь в Госдуме, больше этого не видит. А нынешний видит, но проходит мимо.

А здание школы № 1, построенное в 19 веке? Я когда там иду, ком в горле встает… Я проучилась в этом здании 10 лет (нолевой класс был в другом здании), в этом чудесном, добром доме, со старинными лестницами и широкими сводами. А теперь…

За этим балконом — учительская. Была…

А прямо под ней был кабинет директора, там много-много лет работала Ирина Марковна Ушкалова, которая знала по имени и фамилии каждого (!) ученика, а их было несколько сотен. Покажите мне сейчас такого директора…

Как думаете, в какую школу повели депутата Госдумы Марию Кожевникову, когда она в 2016 году приезжала в Вологду? Конечно же, в первую! Только не в это, а в новое здание, соединенное со старым узким проходом. Рассказали, как все хорошо в школе, показали современные классы и одетых с иголочки детей. Я помню, как депутат потом писала в соцсетях, как у нас все зашибись в образовании и какая ляпота в школе.

Скажите, только мне кажется, что когда в город приезжает депутат Госдумы, готовая посетить школы, ей следует показывать не новое, а старое здание школы, являющееся федеральным памятником архитектуры и требующее срочного ремонта? Чтобы она, будучи депутатом, способствовала выделению денег? А сколько миллионов можно было бы сэкономить, если бы реставрацию провели в начале 2000-х, когда здание еще только начало приходить в упадок, или хотя бы лет 10 назад.

И я считаю мерзостным цинизмом «прививать» детям патриотизм и учить их любить историю родного города в кабинетах нового здания, когда из окон этих кабинетов они видят разваливающееся старое. Никакие лже-патриотичные уроки были бы не нужны, если бы это здание сохранили, а дети учились в нем. У нас не было таких «патриотичных» уроков в 1980-90-е годы, зато у нас были математика, русский, биология, география и все остальные предметы в здании, которое является одним из старейших в городе, и мы каждый день видели «живые» стены, хранящие историю. Это не передать словами. Это можно передать комком в горле… но его никто не увидит.

Как не увидят наши дети и внуки той Вологды, которую можно было сохранить, но ее потеряли.

У меня до сих пор при упоминании улицы Добролюбова «включается» перед глазами кадр кинопленки из детства — яркий участок этой улицы от пешеходного моста до улица Горького, я ходила по нему на остановку из школы. Не знаю, почему, но он был полон света в любое время года, а деревянные дома казались чем-то вечным. И даже в голову не приходило, что когда-то их не будет. Да, знаю, в детстве всегда так, и это не только про Вологду и не только про меня. Но мне жутко больно, когда я прохожу там сейчас и понимаю, что тот кадр кинопленки вырезан… А когда ты за день проходишь в центре по нескольким улицам и видишь на этой кинопленке множество других вырезанных кадров, возникает чувство, будто твой город похоронили и каждый год заколачивают в крышку гроба новые гвозди. Там осталась совсем маленькая щель, но если чиновникам, депутатам, правоохранителям и всем жителям и дальше будет все равно, ее тоже закроют. Навсегда.

Набережная и школа № 1 в 1990-е. Сканы моих фото, снятых на пленку.