О тщетной попытке получения электронных госуслуг или как хорошую идею портят реализацией

21.03.2018 [БлогоVO]

Расскажу тут о небольшой локальной войне с бюрократией, которую я затеяла из благих побуждений, как обычно :)

Итак, решила я воспользоваться электронной госуслугой по записи ребёнка в детский сад - ведь как удобно всё описывают: никаких очередей, чтобы подать документы, всё формируется, не выходя из дома... "Замечательная идея ведь, надо воспользоваться, как хорошо, что государство идёт в ногу со временем и не гоняет людей сдавать документы лично!" - подумала я. Ради этого даже полностью зарегистрировалась на портале, сходив с паспортом в ближайший пункт подтверждения личности - ну, думаю, ладно, один раз схожу, да плюс там-то очередей нет, зато потом столько возможностей откроется! В общем, заполнила заявление (с некоторыми глюками портала это потребовало пары попыток, но ничего, за компьютером-то всё проще, чем лично ходить - такие мысли меня на тот момент утешали), прикрепила к заявлению все скан-копии документов (там прямо указано, что надо это сделать, и вот это очень важно в последующей истории), сразу пришло сообщение, что заявление отправлено по адресу - ура, я радуюсь, что вот так здорово всё вышло. 

Радуюсь до утра следующего дня, когда в почту мне сваливается письмо от местного ИМЦ с требованием... явиться лично в течение 15 рабочих дней с оригиналами документов в "понедельник – четверг с 9.00 до 16.00 (обед с 13.00 до 14.00). технический перерыв 10.40-11.10" (шикарные приёмные часы, вы не находите?) в то самое окошко, куда стоит толпа людей, которые просто приходят подавать заявление без всяких госуслуг. Пишут, что иначе будет присвоен статус "отказано в услуге". Я тихо офигеваю от происходящего, описываю ситуацию через обратную связь на портале госуслуг, жалуюсь на то, что де-факто услуга в электронном виде не оказывается, требуют личной явки (и акцентирую внимание на том, что во-первых, все сканы документов приложены, во-вторых, на портале как раз рекламируется получение услуги без личных визитов). 

Буквально в тот же или следующий день приходит ответ от техподдержки портала, что вопрос не к ним, а к ведомству, оказывающему услугу, я могу его найти так-то и так-то. Отвечаю техподдержке большое спасибо, радуюсь их оперативности, у меня снова появляется надежда, что всё не так плохо. 

Интересующее меня ведомство оказывается департаментом образования Вологодской области, нахожу его по алгоритму, подсказанному техподдержкой, ищу кнопку "подать жалобу"... и попадаю на целый портал "Госуслуги. Досудебное обжалование". "Ого, вот это здорово, даже жалобу можно подать в электронном виде", - продолжаю наивно радоваться я :) Снова описываю ситуацию по всей форме, предусмотренной заявлениями, дополнительно высказываю предположение, основанное на дате обновления информации об услуге (26.02.2014), что возможно такой порядок (с личной явкой) остался в наследство от старого портала госуслуг, когда было нельзя прикладывать скан-копии документов (и тогда всё было весьма логично), прошу убрать это требование как неактуальное и организовать постановку в очередь действительно без личных визитов. Отлично, жалоба зарегистрирована, статус "на проверке" сменился статусом "ожидает обработки" (то бишь жалоба попала по адресу), пишут, что срок ответа - 15 рабочих дней. "Вот и славно!" - думаю я и откладываю эту проблему, периодически посматривая на статус жалобы. 

Там были февральские праздники, поэтому рабочие дни шли весьма неспешно, но статус жалобы всё не менялся. В итоге через 15 рабочих дней после заявления мне пришёл отказ в госуслуге (без комментариев и объяснения причин), на что я тут же запустила ещё одну жалобу на немотивированный отказ (требование личной явки не указано на портале, не указано в основаниях для отказа и в целом не предусмотрено регламентами). Через 15 рабочих дней после регистрации первой жалобы с ней... ничего не произошло! Внезапно, правда? Статус как был "ожидает обработки", так и остался. 

Что ж, памятуя про оперативность техподдержки, пишу в техподдержку портала госуслуг и в обратную связь портала досудебного обжалования вопрос, куда обратиться, если ведомство не реагирует на жалобы. И... тишина. День тишина, два тишина. Нет, ну ладно, 8 марта и всё такое, я всё понимаю и ещё чуть-чуть жду. Потом пишу по второму кругу в обе техподдержки уже более возмущённым тоном с дополнительной претензией, что они не отвечают. На портале госуслуг эти мои обращения висят незакрытыми до сих пор(!), с портала досудебного обжалования приходит всё-таки ответ, что "анализ обработки ведомствами жалоб вне компетенции службы тех поддержки портала... /бла-бла-бла/... уполномоченным органом является Генеральная прокуратура РФ, в настоящее время активно ведутся работы по обеспечению возможности работы ГП РФ в системе досудебного обжалования в качестве контролирующего органа".

Восхитительно, не так ли? То есть расшифровываю для тех, кто не сразу понял: создали систему подачи жалоб на гос органы, но эти самые гос органы могут спокойно эти жалобы игнорировать (а покажите мне то ведомство, которое хочет обрабатывать жалобы на себя, если не обязано) и им пока за это ничего не будет, так как контролирующий орган ещё только подключают к работе на портале! Зато сколько пафоса и статистики, что столько-то жалоб подано, как активно работает портал... прелесть, да и только.

Кстати, после отказа в госуслуге мне прилетело письмо с просьбой оценить качество оказания услуги. Я сначала решила с этим подождать, искренне надеясь, что мои жалобы будут услышаны, но вчера я "оценила" качество "оказания услуги" по полной программе - поставила "очень плохо" и описала весь бардак в комментарии. Отправила как обратную связь. Реакции пока нет.

Собственно, на настоящий момент я немного зашла в тупик. Я уже написала во все предусмотренные места, поискала непредусмотренные, сегодня ещё дополнительно зашла на сайт департамента образования Вологодской области и написала свою жалобу там через обратную связь (заодно упомянула, что раз уж мне советуют писать в Генеральную прокуратуру, то при отсутствии ответа с их стороны мне всё-таки придётся это сделать :)). Там же на сайте внезапно прочитала про горячую линию по вопросам записи в детские сады, которая очень кстати проводится с 12 по 16 марта, то есть завтра утром я туда ещё позвоню. По пути я, конечно, ещё раз продублировала заявление (благо хоть это можно сделать быстро, использовав предыдущее как черновик), снова получила волшебное письмо с требованием явиться в течение 15 рабочих дней и т.д. - я туда лично, конечно, дойду, если не смогу с ними ничего сделать по интернету (и когда потеплеет :)), ибо на очередь в садик-то встать надо, хоть и не особо срочно при наличии бабушек. Но перед этим я всё-таки попытаюсь воспользоваться современными методами.

Многим наверняка покажется, что во мне играет дух сутяжничества и лавры мистера Френкленда не дают покоя, но это не так. Просто я хочу, чтобы декларируемое исполнялось - всего-навсего. Если они по разным техническим причинам не готовы принимать заявления электронно - ну ладно, бывает, но пишите об этом честно! Честность - это всё, чего я от них хочу. А эти господа, похоже, поспешили быстренько отчитаться, что у них всё работает, ничего при этом не поменяв. Вот это как раз тот самый случай, когда хорошая, годная инициатива правительства (такое ценить надо, однако), а именно перевод госуслуг в удобную электронную форму и избавление людей от лишней бюрократии, натыкается на реализацию "на отшибись" где-то на местном уровне. И к слову, потом я почти от всех слышу "ой, да это ж ясно, что ничего у них не работает, и пытаться не стоит" - блин, да почему же не стоит, как раз надо, и надо им писать, что не работает, может хоть тогда перестанут делать всё кое-как. Как человек, на работе внедрявший автоматизацию, я в курсе, насколько пропадает стимул что-либо улучшать и делать, если люди инертны и не хотят пользоваться тем, что облегчит им жизнь.

Без нормальной обратной связи ничего не сделать, но в данном случае меня раздражает то, что я им эту обратную связь охотно даю (и сначала даже миролюбиво и с пониманием, что не всё сразу заработает), но никто этого слушать не хочет, принимать меры и улучшать ситуацию тоже не хочет, видимо, в надежде "авось так прокатит". Так вот, не прокатит. Если за завтрашний день ничего дополнительно не выясню, буду этот пост пытаться распространить по информационному пространству, дабы всё-таки хоть что-то из обещанного на госуслугах заработало. Мелочь, конечно, но из мелочей всё и складывается. Благо особых усилий прилагать не требуется - в интернете писать куда проще, чем бегать по инстанциям, так что теперь для того, чтобы задолбать любую государственную контору, необязательно быть пенсионеркой с кучей свободного времени :)))

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика